О журналеКонтактыРедколлегияРедсоветАрхив номеровАвторамРецензентам

Реформа медицинского образования в России в рамках Болонской декларации «О едином европейском образовательном пространстве»

Журнал «Медицина» № 2, 2018, с.1-9 (Дискуссии)

Скачать PDF
QR статьи

Авторы

Пищита А. Н.
д.м.н., д.ю.н., профессор кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья1

1 - ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Министерства здравоохранения Российской Федерации (РМАНПО)

Автор для корреспонденции

Пищита Александр Николаевич, e-mail: alexpischita@mail.ru

Финансирование

Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Аннотация

В статье анализируются основные принципы реформирования систем высшего образования в европейских странах, связанного с созданием единого глобального рынка образовательных услуг и обеспечением свободного трансграничного перемещения квалифицированной рабочей силы. Присоединение России к Болонскому процессу в сентябре 2003 года до настоящего времени вызывает споры и сомнения в целесообразности тотального подчинения европейским образовательным стандартам. Особенно явно это проявляется в системе медицинского образования, реформа которого не завершена до настоящего времени.

Ключевые слова

реформа профессионального образования, болонский процесс, реформа медицинского образования в России

DOI

Инновационное развитие национального здравоохранения любой страны невозможно без институциональных преобразований, повышения эффективности научных и образовательных организаций, устранения межведомственной разобщенности и развития научных школ в ведущих медицинских ВУЗах страны.

Все чаще высказываются мнения о необходимости реформирования науки и образования, поскольку учебные заведения и научно-исследовательские организации должны играть роль инициаторов социального и экономического развития современного общества. Глобализация требует унификации системы образования, оценки научной деятельности, форм организации и проведения научных исследований во всем мире. Развивающееся постиндустриальное общество требует человека нового типа – работника ассоциативного, а не технологического, для которого важнейшим условием результативной профессиональной деятельности является творческое мышление: умение создавать новое, по-иному использовать общеизвестные данные, а главное, быть способным решать проблемы, требующие нестандартного подхода. Что особенно актуально для специалистов в сфере охраны здоровья граждан.

Реформирование национальных систем высшего образования последних десятилетий в Европе, а теперь и в России проходит в рамках так называемого Болонского процесса, который характеризуется сближением и гармонизацией систем образования стран-участниц этого процесса с целью создания единого европейского образовательного пространства. Официальной датой начала Болонского процесса принято считать 19 июня 1999 г., когда в итальянском городе Болонья на специальной конференции, министры образования 29 европейских государств приняли Болонскую декларацию: "Зона европейского высшего образования". В числе основных документов, отражающих развитие Болонского процесса, следует отметить следующие:

– Совместная декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования четырех министров, представляющих Великобританию, Германию, Францию и Италию (Париж (Сорбонна)), 25 мая 1998 г.);

– Коммюнике Совещания европейских министров, ответственных за высшее образование "К европейскому пространству высшего образования" (Прага, 19 мая 2001 г.);

– Заключительный доклад рабочей группы Сетей ENIС/NARIC "Решение вопросов признания в болонском процессе" (Страсбург-Бухарест, 2001 г.);

– Гетеборгская декларация студентов (Гетеборг, Швеция, 25 марта 2001 г.).

Для создания пространства европейского высшего образования и продвижения европейской системы высшего образования по всему миру, страны-участницы Болонского процесса в ближайшей перспективе наметили достижение следующих первоочередных целей:

1. Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому, для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

2. Принятие системы, основанной на двух основных уровнях образования: достепенного (первичного) и послестепенного (последипломного).

Степень, присуждаемая по окончании обучения на первом образовательном уровне, должна быть востребованной на европейском рынке труда как профессиональная квалификация соответствующего уровня. Второй образовательный уровень должен завершаться получением степени магистра или степени доктора наук (кандидата наук в российской системе), как это принято во многих европейских странах. Доступ ко второму уровню образования возможен только после успешного окончания первого уровня обучения продолжительностью не менее трех лет.

В послестепенном цикле должен быть выбор между более короткой по продолжительности программой получения степени магистра и более длительной программой получения докторской степени с возможностью перехода от одной программы к другой. И в той и в другой программах соответствующий акцент должен быть сделан на исследовательской и самостоятельной работе [1].

3. Внедрение системы кредитов (аккредитационных баллов) по типу ECTS – европейской системы зачетных единиц трудоемкости, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Кредиты могут быть получены также и в рамках среднего специального образования, не являющегося высшим, но предполагающего непрерывное последипломное обучение в течение всей профессиональной деятельности, если такое образование включено в систему непрерывного последипломного образования по данной специальности.

4. Содействие мобильности человеческих ресурсов путем устранения препятствий для эффективного свободного перемещения, как студентов, так и преподавателей, с учетом соблюдения следующих условий.

Студентам должна быть обеспечена возможность свободного доступа к диверсифицированным программам, включающим возможность междисциплинарных занятий, развития знания иностранных языков и использования новых информационных технологий, а также к сопутствующим не образовательным услугам (проживание, питание, бытовые, транспортные, оздоровительные, медицинские и иные услуги). Студенты как достепенного, так и послестепенного уровней обучения должны проводить, по крайней мере, один семестр в учебных заведениях вне своей собственной страны.

В то же время, все большее количество преподавательского и исследовательского персонала должно работать в европейских странах, не являющихся их родиной. Быстрорастущая поддержка Европейским союзом мобильности учащихся и преподавателей должна использоваться полностью [2].

Преподавателям, исследователям и административному персоналу образовательных учреждений должен быть обеспечен зачет рабочего времени, затраченного на проведение научно-исследовательской работы, преподавание и стажировку в европейском регионе, без ущемления их законных прав.

5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении разработки сопоставимых критериев и методологий контроля качества образования.

6. Содействие продвижению европейских принципов высшего образования, особенно относительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, систем мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Участниками Болонского процесса в настоящее время являются 45 стран мира: Албания, Андорра, Армения, Австрия, Азербайджан, Бельгия, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Грузия, Германия, Греция, Ватикан, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Черногория, Молдавия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Македония, Румыния, Россия, Сербия, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Украина, Великобритания.

Гармонизации систем высшего образования стран-участниц Болонского процесса планируется достичь за счет:

– широкого распространения однотипных образовательных циклов,

– введения единых или легко поддающихся пересчету систем образовательных кредитов (зачетных единиц),

– внедрения единых (сопоставимых) форм фиксирования получаемых квалификаций,

– взаимного признания академических квалификаций,

– развития единых структур обеспечения качества подготовки специалистов и т. д. [3].

Болонская система сравнимых степеней предполагает трехуровневую систему высшего образования:

– первый уровень – бакалавриат (степень "бакалавр");

– второй уровень – магистратура (степень "магистр");

– третий уровень – докторантура (степень "доктор философии").

В Европе доминируют две модели системы высшего образования:

1) бакалавриат (3 года обучения) + магистратура (2 года обучения) + докторантура (3 года обучения)

2) бакалавриат (4 года обучения) + магистратура (1 года обучения) + докторантура (3 года обучения).

Проведение образовательных реформ в духе Болонского процесса выгодно всем европейским странам, что подтверждается следующими аргументами.

1. Объединенный европейский рынок предполагает свободное перемещение производительных сил, товаров, услуг и капитала. В этой связи возникает потребность в сопоставимой оценке квалификации специалистов, без чего свободное передвижение и использование квалифицированных кадров невозможно.

2. Высшее образование становится высокорентабельной сферой бизнеса, в которой лидирующие позиции занимают образовательные учреждения США. Европа может рассчитывать на успешную конкуренцию в этой сфере только при условии объединения усилия всех европейских стран [4].

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран и приняла на себя обязательства реформировать до 2010 года свою систему высшего образования согласно единым европейским стандартам. Уже сейчас Болонское движение охватило практически все крупнейшие российские ВУЗы, которые должны будут в течении нескольких лет перейти на двухступенчатую систему подготовки кадров (бакалавриат и магистратура).

Реформа образования в Российской Федерации в рамках Болонского процесса началась с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", целью которого является переход на четвертую модель образования. Переход образования на новую платформу вызван изменениями в современном глобальном мире, который становится инновационным и ориентированным на информационную экономику. Знания становятся все более востребованным в постиндустриальном обществе товаром, который производят исследователи, научные сотрудники, преподаватели, аспиранты, ординаторы и другие специалисты академических и исследовательских учреждений.

Процесс реформирования отечественного образования еще далек от завершения. Некоторые положения Болонского процесса вызывают дискуссии. Стоит ли вообще менять систему образования в России? Будет ли признаваться степень бакалавра на производстве? Как правильно выстроить экономические отношения в ВУЗе при переходе на новую систему? В различных странах, а иногда даже в пределах одной страны, полученные выпускниками ВУЗов квалификации с трудом поддаются сопоставлению. Нередко возникают сомнения в том, что дипломированный специалист является лицом с законченным высшим образованием. Точно так же в странах, где нет традиции присвоения квалификаций бакалавра и магистра или эта традиция, как в России, представляет собой нововведение, работодатели плохо представляют себе, чем отличается специалист-бакалавр от специалиста-магистра. Является ли вообще бакалавр специалистом с законченным высшим образованием?

Степень бакалавра, хотя и является высшим образованием, но, в определенной степени, ограничивает возможность трудоустройства такого специалиста. По мнению Л. Ю. Грудцыной, в системе российского высшего образования следует ограничить возможности бакалавра получать высшее образование третьего уровня, минуя второй, то есть бакалавр не сможет поступить в аспирантуру или докторантуру, если аспирантура станет так называться на европейский манер. Вероятно, выпускники ВУЗов с дипломом бакалавра не должны допускаться к преподавательской работе в системе высшего образования [5].

Цель модернизации российского образования в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом образовательном рынке. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы будет обеспечено оптимальное соотношение затрат и качества в сферах образования и науки [6], а также созданы эффективные механизмы административно-правового управления высшими учебными заведениями в России.

По мнению некоторых исследователей (Горохов В.Г., Четвериков А.О., Шкатулла В.И.), российская сфера образования не может порождать новые виды деятельности и быть инновационной, поскольку привязана к старым организационным структурам и государственным институтам, которые были сформированы еще в 60-е годы прошлого века и в соответствии с которыми осуществлялась подготовка кадров. Очевидно, что российские ВУЗы не охватывают этап практической подготовки кадров и не способны конкурировать на глобальном образовательном рынке, в отличие от западных ВУЗов, которые, помимо того, что оказывают образовательные услуги, в том числе в сфере бизнес-процесса, являются еще крупными научными центрами, ведущими постоянную исследовательскую работу, как теоретического, так и прикладного характера.

Несмотря на предоставленную несколько лет назад возможность российским ВУЗам заниматься предпринимательской деятельностью, в силу существующих правовых и организационных коллизий и неотлаженного механизма оптимизации налогообложения в сфере образования, на данный момент времени довольно затруднительно говорить о четкой схеме коммерциализации ВУЗовской науки, что также не повышает конкурентоспособность отечественного образовательного кластера [7].

Преобразования, проводимые в России на протяжении последних лет, с очевидностью свидетельствуют о стремлении нашей страны к интеграции в мировое экономическое пространство. Уже сегодня Россия в известной степени зависит от глобальных потоков трудовых ресурсов, капиталов, товаров, технологий, информации и т.д. Интеграция в мировой рынок требует решения ряда проблем, из которых особо выделяется проблема гармонизации российского и международного образования, в том числе и медицинского.

Реформа отечественного образования необходима. Российская система образования должна перейти из режима выживания в режим развития. Однако, по мнению профессора В.Е. Шукшунова, вступая в Болонский процесс, "мы обязаны руководствоваться интересами нашей страны, мы не должны утратить наши выверенные временем традиции в образовании, мы не должны отказаться от тех несомненных преимуществ, которые имеет российская система образования – научность, фундаментальность, системность, практическая направленность" [8].

Целью реформы образования и науки в медицине является совершенствование исследовательской и образовательной деятельности, направленной на создание высокотехнологичных инновационных продуктов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья населения, на основе внедрения инновационных технологий в практическое здравоохранение и повышение квалификации медицинских работников всех специальностей.

Стратегия реформы медицинского образования должна быть направлена на реализацию государственной политики в сфере здравоохранения, повышение качества и доступности медицинской помощи населению Российской Федерации, включая разработку современных продуктов, освоение инновационных технологий и развитие компетенций.

Проводимая реформа поможет сформировать единое научное, образовательное и практикоприменительное пространство с взаимодополняющими компетенциями коллективов и специалистов, развитием инфраструктуры и дистанционных технологий в медицине, охватывающих всю инновационную цепочку от лаборатории до клиники.

Преобразования в сфере медицинского образования и науки должны создать тесную взаимосвязь между проводимыми научно-исследовательскими работами, непрерывным учебно-педагогическим процессом, обеспечением населения качественной доступной медицинской помощью и достижением наивысшего уровня здоровья нации.

Выводы

1. Реформа отечественного медицинского образования необходима в условиях повышающейся конкуренции на рынке образовательных услуг и повышения мобильности квалифицированной рабочей силы.

2. Переход на трехуровневую систему образования сопряжен с принципиальной перестройкой всей национальной системы медицинского образования, поскольку в системе медицинского образования не существовало деления специалистов на бакалавров, специалистов и магистров.

3. До настоящего времени не определена профессиональная ниша для специалистов с европейскими подуровнями высшей профессиональной подготовки. Отечественные эксперты по-разному трактуют возможности практической деятельности для бакалавров, специалистов и магистров, а руководители медицинских организаций не могут отличить их по уровню подготовки.

4. На промежуточном этапе проводимой реформы медицинского образования сложно оценить конечный результат, но уже сейчас отмечается существенное снижение уровня подготовки специалистов с высшим медицинским образованием.

Список литературы

1. Совместная декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования четырех министров, представляющих Великобританию, Германию, Францию и Италию. Париж (Сорбонна), 25 мая 1998 г. URL: http://base.garant.ru/2564381/ (дата обращения: 04.04.2018).

2. Зона Европейского высшего образования. («Болонская декларация») Совместное заявление европейских министров образования (Болонья, Италия, 19 июня 1999 г.). СПС «ГАРАНТ».

3. Шкатулла В.И. Образовательное право России: учебник для вузов. М.: «Юстицинформ», 2015.

4. Баранков В.Л. Правовые аспекты использования сетевой, электронной и дистанционной форм реализации образовательных программ. Журнал российского права, 2017; (3): 129-136.

5. Грудцына Л.Ю., Лагуткин А.В. Образовательные кластеры: модернизация высшего образования в России: монография. М.: «ЮРКОМПАНИ», 2014.

6. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. N 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы». СЗ РФ, 2006; (2). Ст. 186.

7. Захаревич В.Г., Обуховец В.А., Попов В.П. Болонский процесс и российская система академических степеней. X академические чтения «Образование и наука: проблемы и перспективы развития» (Новочеркасск, 24-25 июня 2004 г.). Новочеркасск, 2004.

8. Доклад президента МАН ВШ, Заслуженного деятеля науки и техники РФ, доктора технических наук, профессора В.Е. Шукшунова на Годичном собрании МАН ВШ «Анализ и оценка ситуации в сфере образования. Позиция МАН ВШ» 18 марта 2005 г. М., 2005. С. 14.

The reform of medical education in Russia within the framework of the Bologna Declaration «On the European Higher Education Area»

Authors

Pishchita A. N.
Doctor of Medicine, Doctor of Law, Professor, Chair for Health Organization and Public Health1

1 - Russian Medical Academy of Continuous Professional Education

Corresponding author

Pishchita Alexander; e-mail: alexpischita@mail.ru

Conflict of interest

None declared.

Funding

The study had no sponsorship.

Abstract

The article analyzes the main principles of reforming higher education systems in European countries associated with the creation of a single global market of educational services and ensuring the free cross-border movement of skilled labor. Russia's accession to the Bologna process in September 2003 so far raises disputes and doubts about the expediency of total submission to European educational standards. This is particularly evident in the health education system, the reform of which has not been completed to date.

Key words

professional education reform, Bologna process, medical education reform in Russia

DOI

References

1. Sovmestnaya deklaratsiya o garmonizatsii arkhitektury evropejskoj sistemy vysshego obrazovaniya chetyrekh ministrov, predstavlyayushhikh Velikobritaniyu, Germaniyu, Frantsiyu i Italiyu. Parizh (Sorbonna), 25 maya 1998 g. [Joint Declaration on harmonization of the architecture of the European higher education system by the four Ministers representing the UK, Germany, France and Italy. Paris (Sorbonne), May 25, 1998] Available at: //http://base.garant.ru/2564381/ (In Russ.)

2. Zona Evropejskogo vysshego obrazovaniya. («Bolonskaya deklaraciya») Sovmestnoe zayavlenie evropejskih ministrov obrazovaniya (Bolon'ya, Italiya, 19 iyunya 1999 g.). [The European higher education area. (Bologna Declaration) Joint statement by the European Ministers of education (Bologna, Italy, 19 June 1999).] Retrieved from: SPS «GАRАNT» (In Russ.)

3. Shkatulla V.I. Obrazovatel'noe pravo Rossii: uchebnik dlya vuzov. M.: [Educational law of Russia: textbook for universities]. Moscow: «Yusticinform», 2015. (In Russ.)

4. V.L. Barankov Pravovye aspekty ispol'zovaniya setevoj, ehlektronnoj i distancionnoj form realizacii obrazovatel'nyh programm [Legal aspects of the use of network, electronic and remote forms of educational programs]. Zhurnal rossijskogo prava [Journal of Russian law], 2017; (3): 129-136. (In Russ.)

5. Grudcyna L.Yu., Lagutkin A.V. Obrazovatel'nye klastery: modernizaciya vysshego obrazovaniya v Rossii: monografiya [Educational clusters: modernization of higher education in Russia: monograph]. Moscow: «YURKOMPANI», 2014. (In Russ.)

6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23 dekabrya 2005 g. No. 803 «O Federal'noj celevoj programme razvitiya obrazovaniya na 2006-2010 gody» [The Russian Federation Government Decree of 23.12.2005 No. 803 «On the Federal targeted program for development of education for 2006-2010»]. Collection of Legislation of the Russian Federation, 2006; (2): Art. 186. (In Russ.)

7. Zaharevich V.G., Obuhovec V.A., Popov V.P. Bolonskij process i rossijskaya sistema akademicheskih stepenej [Bologna process and the Russian system of academic degrees]. X akademicheskie chteniya «Obrazovanie i nauka: problemy i perspektivy razvitiya» (Novocherkassk, 24-25 iyunya 2004 g.) [In X academic readings «Education and Science: Problems and Prospects for Development», (Novocherkassk, 24-25 of June, 2004)]. Novočerkassk, 2004. (In Russ.)

8. Doklad prezidenta MAN VSH, Zasluzhennogo deyatelya nauki i tekhniki RF, doktora tekhnicheskih nauk, professora V.E. Shukshunova na Godichnom sobranii MAN VSH «Analiz i ocenka situacii v sfere obrazovaniya. Poziciya MAN VSH» 18 marta 2005 g [Analysis and assessment of the situation in education. Stance of MAN VSH. Report of the President of IHEAS, Honored worker of science and technology of the Russian Federation, Professor V.E. Shukshunov at the IHEAS annual meeting, 18.03.2005]. Moscow, 2005. (In Russ.)