О журналеКонтактыРедколлегияРедсоветАрхив номеровАвторамРецензентам

Резолюция научно-практической и образовательной Всероссийской конференции «Региональные возможности борьбы с табачной эпидемией», Тверь, 10 октября 2016

Журнал «Медицина» № 1, 2017, с.108-114 (Информация)

Скачать PDF
QR статьи

г. Тверь, 10 октября 2016 г.

Участники научно-практической и образовательной Всероссийской конференции «Региональные возможности борьбы с табачной эпидемией» – представители исполнительных органов власти субъектов РФ, специалисты в области здравоохранения, образования, культуры, представители гражданского общества и средств массовой информации, считают необходимым активно осуществлять и развивать мероприятия, направленные на снижение потребления табака населением Российской Федерации. Это является важнейшей составляющей действий, направленных на укрепление здоровья населения, снижение смертности и увеличение продолжительности жизни.

Заслушав и обсудив доклады представителей органов исполнительной власти, экспертов и ведущих специалистов в области здравоохранения Российской Федерации, представителей науки и общественных организаций, участники конференции констатируют:

  • Федеральный закон от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» был разработан и принят в целях совершенствования Российского законодательства в сфере охраны здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака. Эффективность закона доказывается снижением распространенности курения сигарет среди взрослого населения и подростков по данным Росстата и социологических опросов, а также сокращением табачного рынка в Российской Федерации.

  • Изучение опыта работы регионов РФ по реализации законодательных актов, предусмотренных Федеральным законом от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ, показало, что многие субъекты Российской Федерации не в полной мере реализуют свои полномочия в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

  • Анализ правоприменительной практики, формирующейся с момента вступления закона в действие, дает основания утверждать, что контрольно-надзорные организации (Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Госпожнадзор, Ространснадзор и МВД) проявляют недостаточную активность по осуществлению контроля за исполнением законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

  • В субъектах Российской Федерации необходимо активизировать информационные кампании, раскрывающие населению положения указанного Федерального закона и ответственность за их нарушения.

  • Врачебное сообщество, гражданское общество, общественные организации, средства массовой информации должны играть центральную роль в формировании поддержки и обеспечения соблюдения мер антитабачного законодательства.

Участники научно-практической и образовательной Всероссийской конференции «Региональные возможности борьбы с табачной эпидемией» выступают в поддержку реализации в субъектах РФ Федерального закона от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» и рекомендуют для эффективного исполнения Закона принять следующие меры:

  • Правительству Российской Федерации:

    • Системно, непрерывно и последовательно осуществлять меры, направленные на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака, не допускать ослабления принятых мер.

    • Утвердить Концепцию осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2016-2020 годы и дальнейшую перспективу.

    • Обеспечить исполнение норм Технического регламента Таможенного союза на табачную продукцию, в том числе предусмотреть в форме отчета о составе табачных изделий и выделяемых ими веществах полное раскрытие состава табачных изделий органам здравоохранения государств-членов ЕАЭС, независимо от массы ингредиентов, добавляемых к табаку и нетабачным материалам.

    • При разработке Соглашения о гармонизации акцизов на табачную продукцию между государствами-членами ЕАЭС исключить положения, устанавливающие верхний предельный диапазон отклонения от установленной ставки акциза, блокирующий возможность повышения акцизов на табак на национальном уровне.

  • Министерству здравоохранения Российской Федерации:

    • Разработать методологию мониторинга и оценки эффективности мероприятий Федерального закона от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»:

      • разработать единый регламент проверки – методические рекомендации с указанием методологии, индикаторов и критериев оценки результатов проведения мониторинга исполнения указанного закона контрольно-надзорными органами с определением сроков и режима предоставления данных;

      • определить ответственных исполнителей за проведение мониторинга и предоставление информации по каждой позиции мониторинга.

    • Разработать и утвердить на территории Российской Федерации порядки и стандарты по оказанию медицинской помощи по отказу от курения в учреждениях здравоохранения различного профиля (первичная медицинская помощь, квалифицированная медицинская помощь, специализированная медицинская помощь) для различных категорий пациентов с никотиновой зависимостью.

    • Проводить ежегодный мониторинг эффективности оказываемой помощи по отказу от курения с широким обсуждением и привлечением специалистов различных медицинских специальностей с целью разработки в ближайшие годы алгоритма эффективного взаимодействия представителей различных медицинских специальностей, государственных структур и организаторов здравоохранения, как в отдельных регионах, так и на Федеральном уровне.

    • Внести предложение об обязательном включении в программы обучения студентов медицинских ВУЗов и в программы тематического усовершенствования обучение методам помощи и лечения табачной зависимости.

    • Подготовить и направить руководителям лечебно-профилактических учреждений информационное письмо о необходимости стимулирования отказа от курения медицинских работников, о недопустимости потребления табака на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских услуг.

    • Включить вопрос о делегализации табачной продукции в Концепцию осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2016-2020 гг. и дальнейшую перспективу.

  • Комитету Государственной Думы Российской Федерации по охране здоровья:

    • Рассмотреть вопрос об инициировании и внесении следующих изменений в законодательство Российской Федерации и законодательство ЕАЭС:

      • о внедрении небрендированных потребительских упаковок табачной продукции (простая упаковка);

      • о запрещении курения кальянов в общественных местах;

      • о регулировании оборота электронных систем доставки никотина (электронных сигарет), включая:

        • запрет их использования на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, где введён запрет курения табака,

        • запрет продаж электронных систем доставки никотина (электронных сигарет) несовершеннолетним и использования электронных систем доставки никотина (электронных сигарет) несовершеннолетними,

        • обеспечение системы стандартизации всех форм ЭСДН, а также проверку их качества и безопасности.

    • Рассмотреть вопрос о повышении акцизов на табачные изделия до уровня стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения – не ниже 6000 рублей на 1000 сигарет или 120 рублей на пачку.

    • Не допустить внесения в Федеральный закон от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» изменений, предполагающих ослабление мер, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.

    • Рассмотреть вопрос о запрете некурительных табачных изделий, включая инновационные продукты, в том числе системы нагревания табака, как несвойственные для потребления гражданам России.

    • Ввести административную ответственность за нарушение статьи 8 Федерального закона № 15-ФЗ, устанавливающей правила взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с табачными организациями.

  • Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

    • Сформировать в каждом субъекте постоянно действующую межведомственную комиссию (координационный совет), задачей которой будет координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

    • Наладить механизм эффективного межведомственного взаимодействия в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

    • Организовать проведение всеобъемлющего мониторинга исполнения в субъекте Федерации федерального закона от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

    • Использовать в полном объеме полномочия, указанные в Федеральном законе № 15-ФЗ, в том числе предоставленные пунктом 6 статьи 6 Федерального закона, по принятию дополнительных мер, направленных на охрану здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

    • Активизировать работу по разработке и реализации региональных и муниципальных антитабачных программ.

    • Разработать и приступить к реализации региональных информационно-коммуникационных стратегий по борьбе против потребления табака, организовать работу и информировать население о работе консультативного телефонного центра помощи в отказе от потребления табака.

    • Провести информационные кампании в региональных средствах массовой информации и на телеканалах с использованием информационных материалов, представленных Минздравом России (видеоролики социальной рекламы, плакаты, аудиозаписи). При этом рекомендовать телеканалам демонстрировать социальную рекламу с 20.00 до 23.00 по местному времени с учетом того, что ее демонстрация должна осуществляться в первую или последнюю очередь в рекламном блоке.

    • Организовать информирование населения о работе Консультативного телефонного центра помощи в отказе от потребления табака (Всероссийская бесплатная телефонная «горячая линия» 8 800 200 0 200).

    • Вовлекать в борьбу против курения табака общественные некоммерческие организации, уделяя особое внимание молодежному волонтерскому движению. Активнее привлекать их к проведению информационно-коммуникационных, образовательных, социально-профилактических межведомственных акций. Предусмотреть выделение грантов победителям конкурсов проектов по охране здоровья населения.

  • Исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья:

    • Повышать квалификацию медицинских работников первичного звена здравоохранения по оказанию медицинской помощи пациентам с никотиновой зависимостью и профилактике курения.

    • Повышать активность служб медицинской профилактики в реализации региональных мероприятий и программ борьбы с курением населения.

    • Подготовить ведомственные нормативные акты по выполнению запрета курения на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских услуг, осуществлять контроль за их исполнением.

    • Повышать активность медицинских учреждений к созданию профилактической среды в медучреждении, по принципу «медучреждения – свободные от табака».

    • Мотивировать медицинских работников к прекращению курения.

  • Управлениям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека субъектов Российской Федерации:

    • Обеспечить наиболее эффективное исполнение положений Федерального закона от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

    • Наиболее полно использовать полномочия по рассмотрению дел о нарушении статьи 16 Федерального закона № 15-ФЗ, в части нарушения запрета стимулирования продажи табака, спонсорства табака.

    • Наладить взаимодействие со службами медицинской профилактики регионов, общественными организациями, средствами массовой информации в части исполнения положений Федерального закона №15-ФЗ.

    • Провести проверку точек продаж инновационных табачных изделий (систем нагревания табака) на соответствие требованиям ст. 12, 16 и 19 Федерального закона № 15-ФЗ, а также самих инновационных табачных изделий на соответствие требованиям федерального закона «Технический регламент на табачную продукцию».

  • Территориальным органам МВД Российской Федерации:

    • Активизировать деятельность по выявлению и пресечению нарушений Федерального закона от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствии потребления табака».

    • Отработать механизм эффективного взаимодействия с муниципальными органами власти, службами медицинской профилактики, общественными организациями в части исполнения положений Федерального закона №15-ФЗ.

Председатель научно-практической
и образовательной Всероссийской конференции
«Региональные возможности борьбы с табачной эпидемией»
Министр здравоохранения Тверской области
Р. В. Курынин

Resolution of the Scientific-practical and educational All-Russian сonference «Regional opportunities for combatting the tobacco epidemic», Tver, October 10, 2016