Авторы
Пищита А. Н.
д.м.н., д.ю.н., действительный член всемирной ассоциации медицинского права (WAML); профессор, кафедра организации здравоохранения и общественного здоровья1
Задворная О. Л.
д.м.н., профессор; заведующая, кафедра организации здравоохранения и общественного здоровья1
Фадеева Е. И.
к.п.н., доцент, профессор кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья1
1 - ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Министерства здравоохранения Российской Федерации (РМАНПО), г. Москва
Автор для корреспонденции
Пищита Александр Николаевич; e-mail: alexpischita@mail.ru
Финансирование
Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Аннотация
В статье приведен анализ структурной реформы отечественного здравоохранения за период с 2010 по начало 2020 года и оценка развития государственно-частного партнерства в системе обязательного медицинского страхования. За этот период отмечено значительное увеличение участия частных медицинских организаций в реализации территориальных программ государственных гарантий. Наиболее активное участие частного сектора здравоохранения в системе ОМС за последние годы зафиксировано в Ленинградской области, республике Крым и Севастополе. Однако объем оказанной частными медицинскими учреждениями медицинской помощи составил менее 20% от всех медицинских услуг, оказанных населению по ОМС. Снижение доли негосударственных медицинских организаций, участвующих в системе ОМС с 2016 года отмечено в Мордовии, Башкортостане, Орловской области (анализ проведен на дату 15.01.2020 года).
Ключевые слова
организация здравоохранения, государственно-частное партнерство в здравоохранении, система обязательного медицинского страхования, частное здравоохранение, негосударственная медицинская организация
Для цитирования
Пищита А. Н., Задворная О. Л., Фадеева Е. И. Государственно-частное партнерство в системе обязательного медицинского страхования в Российской Федерации. Медицина 2020; 8(2): 108-116.
DOI
В соответствии с Конституцией РФ, в Российской Федерации принимаются меры по развитию не только государственной и муниципальной систем здравоохранения, но и частного сектора здравоохранения [1]. Если в последние двадцать лет прошлого века основной системой здравоохранения являлась государственная, то в начале текущего века ситуация стала активно меняться. Меняется не только количественный (абсолютный) состав медицинских организаций (государственные, муниципальные, частные), но и соотношение государственных и частных медицинских организаций, участвующих в реализации программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Оказывать услуги в рамках системы обязательного медицинского страхования (далее ОМС) могут все лицензированные медицинские организации вне зависимости от формы собственности. Любая негосударственная медицинская организация, имеющая лицензию на осуществление медицинской деятельности, имеет право направить уведомление о включении ее в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования [2].
Уведомительный характер вступления в систему ОМС, предусмотренный для всех типов медицинских учреждений, способствует существенному увеличению доли частных медицинских организаций в реализации программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.
Количество негосударственных медицинских организаций, оказывающих услуги в системе ОМС, только за период с 2010 по 2016 год выросло более, чем в четыре раза. Если в 2010 году в системе ОМС было зарегистрировано 618 таких организаций, то в 2012 году в ОМС работало уже 1029 частных медицинских компаний (12,7%), в 2013 году – 1333 (16,2%), в 2014 году – 1840 (21,5%), в 2015 году – 1943 (22,4%). В 2016 году количество негосударственных организаций, оказывающих медицинские услуги в системе ОМС, увеличилась до 2540 медицинских организаций (29%) [3, с. 18].
На 15.01.2020 доля негосударственных медицинских организаций, осуществляющих деятельность в системе ОМС, составила более 37% (37,56%) (табл. 1).
Таблица 1. Участие негосударственных медицинских организаций в системе ОМС в Российской Федерации
Увеличился и объем медицинской помощи, оказываемой частными медицинскими организациями в системе ОМС. По данным Минздрава РФ, в 2014 году, доля частных клиник в системе ОМС выросла до 21,5%. Объем услуг, оказанных в ОМС частными клиниками, на декабрь 2014 года составил около 16,5% от общего объема оказанной помощи. При этом доля средств ОМС, поступивших в негосударственные медицинские организации за этот год, составила 3,8% от суммы средств, поступивших во все медицинские организации [3, с. 18].
Участие частного сектора здравоохранения в программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в Российской Федерации в 2016 году достигло 29% от общего числа медицинских организаций, включенных в реестры территориальных фондов ОМС. Возросли и объемы оказанной этими учреждениями медицинской помощи, которые составили около 18% от всех медицинских услуг, оказанных населению по программам государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Структурно частный сектор в системе ОМС в 2016 году выглядел следующим образом. Амбулаторное звено, включая поликлиники (в том числе стоматологические), составило около 59% от общего числа медицинских организаций частной формы собственности, стационары – 12%, центры различных организационно-структурных форм – 15,1%, станции скорой медицинской помощи и санаторно-курортные организации – 5%. Негосударственные медицинские организации, участвующие в оказании высокотехнологичной медицинской помощи, выполняют около 3% государственного задания [3, с. 19].
В начале 2018 года, несмотря на негативные экономические тенденции в отдельных регионах страны, количество негосударственных медицинских организаций, участвующих в программе государственных гарантий бесплатного оказания населению медицинской помощи, достигло показателя в 2 623 учреждения и превысило 30% от общего количества медицинских организаций, осуществляющих деятельность в системе ОМС [4].
Согласно Постановлению Правительства РФ от 31 марта 2017 года N 394, показатели участия частного сектора здравоохранения в системе ОМС должны были достичь уровня в 1850 негосударственных медицинских организаций только к 2020 году [5], но уже к концу 2017 года запланированные показатели были превышены на 41,78%.
Выступая на Петербургском международном экономическом форуме, министр здравоохранения РФ В.И. Скворцова отметила, что Минздрав РФ не планирует на этом останавливаться.
Максимальные цифры участия частного сектора здравоохранения отмечены в начале 2020 года. На 15 января 2020 года доля негосударственных учреждений, осуществляющих медицинскую деятельность в системе ОМС, составила более 37,5% от общего количества медицинских организаций, включенных в реестры территориальных фондов ОМС во всех субъектах Российской Федерации (табл. 2).
Таблица 2. Участие негосударственных медицинских организаций в территориальных программах ОМС субъектов РФ (доля негосударственных медицинских организаций, % от общего количества МО)
№ п/п | Субъекты Российской Федерации | 2012 | 2016 | 2018 | 2020 |
Республики | |||||
01 | Адыгея | 3 | 25 | 25 | 50 |
02 | Алтай | 8 | 25 | 32 | 47 |
03 | Башкортостан | 3 | 29 | 31 | 17 |
04 | Бурятия | 16 | 39 | 41 | 45 |
06 | Дагестан | | 34 | 39 | 53 |
07 | Ингушетия | | 17 | 29 | 29 |
08 | Кабардино-Балкария | | 27 | 40 | 29 |
09 | Карачаево-Черкесия | | 11 | 19 | 24 |
10 | Карелия | | 34 | 39 | 41 |
11 | Коми | | 27 | 30 | 37 |
12 | Крым | | 26 | 29 | 58 |
13 | Марий Эл | | 19 | 14 | 25 |
14 | Мордовия | | 41 | 22 | 21 |
15 | Саха (Якутия) | | 31 | 39 | 31 |
16 | Северная Осетия-Алания | | 15 | 16 | 43 |
17 | Татарстан | | 37 | 39 | 44 |
18 | Тыва (Тува) | 0 | 21 | 17 | 29 |
19 | Удмуртия | 10 (2013) | 24 | 39 | 39 |
20 | Хакасия | | 24 | 29 | 44 |
21 | Чечня | | 43 | 44 | 37 |
22 | Чувашия | 17 (2013) | 26 | 30 | 34 |
Края | |||||
01 | Алтайский край | 7 | 20 | 21 | 29 |
02 | Забайкальский край | | 22 | 24 | 28 |
03 | Камчатский край | 0 | 11 | 23 | 20 |
04 | Краснодарский край | | 9 | 13 | 25 |
05 | Красноярский край | 19 | 35 | 37 | 39 |
06 | Пермский край | 33 (2013) | 38 | 32 | 39 |
07 | Приморский край | | 24 | 28 | 33 |
08 | Ставропольский край | | 16 | 21 | 40 |
09 | Хабаровский край | | 31 | 41 | 30 |
Области | |||||
01 | Амурская область | | 37 | 29 | 35 |
02 | Архангельская область | | 39 | 40 | 52 |
03 | Астраханская область | 19 | 31 | 25 | 33 |
04 | Белгородская область | 9 | 36 | 44 | 52 |
05 | Брянская область | | 11 | 16 | 21 |
06 | Владимирская область | | 26 | 34 | 39 |
07 | Волгоградская область | 9 | 20 | 26 | 30 |
08 | Вологодская область | | 32 | 36 | 39 |
09 | Воронежская область | | 20 | 20 | 23 |
10 | Ивановская область | | 30 | 39 | 41 |
11 | Иркутская область | | 26 | 26 | 28 |
12 | Калининградская область | | 42 | 40 | 53 |
13 | Калужская область | | 20 | 23 | 49 |
14 | Кемеровская область | | 32 | 34 | 51 |
15 | Кировская область | | 9 | 12 | 15 |
16 | Костромская область | | 44 | 45 | 44 |
17 | Курганская область | | 18 | 17 | 36 |
18 | Курская область | 19 (2013) | 32 | 31 | 38 |
19 | Ленинградская область | | 47 | 60 | 59 |
20 | Липецкая область | | 43 | 51 | 45 |
21 | Магаданская область | 7 (2014) | 39 | 33 | 47 |
22 | Московская область | | 27 | 29 | 50 |
23 | Мурманская область | | 30 | 33 | 43 |
24 | Нижегородская область | | 37 | 21 | 47 |
25 | Новгородская область | 12 | 25 | 30 | 47 |
26 | Новосибирская область | 25 | 25 | 25 | 43 |
27 | Омская область | | 16 | 18 | 13 |
28 | Оренбургская область | | 39 | 49 | 48 |
29 | Орловская область | | 22 | 30 | 18 |
30 | Пензенская область | | 33 | 38 | 45 |
31 | Псковская область | | 37 | 38 | 42 |
32 | Ростовская область | | 25 | 29 | 39 |
33 | Рязанская область | | 35 | 37 | 28 |
34 | Самарская область | 22 | 23 | 36 | |
35 | Саратовская область | | 16 | 13 | 12 |
36 | Сахалинская область | | 25 | 32 | 46 |
37 | Свердловская область | | 23 | 25 | 27 |
38 | Смоленская область | | 17 | 25 | 31 |
39 | Тамбовская область | | 25 | 20 | 26 |
40 | Тверская область | 19 | 21 | 31 | |
41 | Томская область | | 39 | 44 | 45 |
42 | Тульская область | | 30 | 33 | 44 |
43 | Тюменская область | | 40 | 43 | 48 |
44 | Ульяновская область | 21 (2013) | 33 | 33 | 39 |
45 | Челябинская область | | 17 | 23 | 40 |
46 | Ярославская область | | 31 | 18 | 42 |
Города федерального значения | |||||
01 | Москва | | 25 | 29 | 49 |
02 | Санкт-Петербург | | 39 | 40 | 42 |
03 | Севастополь | 11 (2015) | 17 | 22 | 56 |
Автономная область | |||||
01 | Еврейская АО | | 23 | 40 | 50 |
Автономные округа | |||||
01 | Ненецкий АО | | 38 | 33 | 55 |
02 | Ханты-Мансийский АО | | 38 | 38 | 45 |
03 | Чукотский АО | 0 | 10 | 0 | 25 |
04 | Ямало-Ненецкий АО | | 15 | 31 | 51 |
Наибольшая доля негосударственных медицинских организаций, участвующих в территориальной программе ОМС на начало 2020 года зафиксирована в Ленинградской области и составила 59% от общего количества медицинских организаций, работающих в системе ОМС. Из 92 медицинских организаций, включенных в реестр областного территориального фонда ОМС, 54 не являются государственными. Высокие показатели участия бизнеса в территориальных программах ОМС отмечены также: в Республике Крым – 58% (33 негосударственные медицинские организации из 57), в Севастополе – 56% (19 из 34 медицинских учреждений), в Ненецком АО – 55% (6 из 11 медицинских учреждений). В Республике Дагестан и Калининградской области доля негосударственных медицинских организаций, осуществляющих деятельность в системе ОМС, составила по 53% соответственно.
Наиболее активное развитие государственно-частного партнерства в системе ОМС за период с 2016 по 2020 год отмечается в Севастополе, Ямало-Ненецком АО, Республике Крым и некоторых иных субъектах РФ (табл. 3).
Несмотря на общую тенденцию расширения государственно-частного партнерства в отечественном здравоохранении, в отдельных субъектах РФ с 2016 по 2020 год отмечается снижение доли негосударственных медицинских организаций, участвующих в системе обязательного медицинского страхования. В частности, в Мордовии с 2016 по 2018 год отмечено сокращение участия бизнеса в системе ОМС на 19%. В Башкортостане с 2018 по 2020 год сокращение составило 14%. В Орловской области за тот же период бизнес сократил свое участие в системе ОМС на 12% (табл. 4).
Недостаточно активное развитие государственно-частного партнерства в системе ОМС отмечено в Саратовской, Омской, Кировской областях, в Башкортостане, в Мордовии и некоторых иных субъектах Российской Федерации (табл. 5).
Таблица 3. Увеличение доли негосударственного сектора здравоохранения в территориальных программах государственных гарантий субъектов РФ (2016-2020)
№ п/п | Субъекты Российской Федерации | прирост доли частных МО |
1 | г. Севастополь | +39% |
2 | Ямало-Ненецкий АО | +36% |
3 | республика Крым | +32% |
4 | Калужская область | +29% |
5 | Северная Осетия-Алания | +28% |
6 | Еврейская АО | +27% |
7 | Ставропольский край | +24% |
8 | г. Москва | +24% |
9 | Московская область | +23% |
10 | республика Алтай | +22% |
Таблица 4. Сокращение доли негосударственного сектора здравоохранения в территориальных программах государственных гарантий субъектов РФ (2016-2020)
№ п/п | Субъекты Российской Федерации | сокращение доли частных МО |
1 | Мордовия | -20% |
2 | Башкортостан | -12% |
3 | Рязанская область | -7% |
4 | Чеченская республика | -6% |
5 | Орловская область | -4% |
6 | Саратовская область | -4% |
7 | Омская область | -3% |
Таблица 5. Субъекты РФ с наиболее низкими показателями участия бизнеса в территориальных программах государственных гарантий (на 15.01.2020)
№ п/п | Субъекты Российской Федерации | Доля частных МО |
1 | Мордовия | 21% |
2 | Брянская область | 21% |
3 | Саратовская область | 21% |
4 | Камчатский край | 20% |
5 | Орловская область | 18% |
6 | Башкортостан | 17% |
7 | Кировская область | 15% |
8 | Омская область | 13% |
Выводы
1. Расширение и активное внедрение различных форм государственно-частного партнерства следует отнести к одному из характерных признаков реформы отечественного здравоохранения предыдущего десятилетия.
2. За период с 2010 по начало 2020 года отмечено нарастающее активное участие негосударственного сектора в реализации программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Российской Федерации.
3. Наиболее высокие темпы развития государственно-частного партнерства в системе ОМС отмечены в Севастополе, Ямало-Ненецком АО, Республике Крым.
4. Низкие темпы развития государственно-частного партнерства зафиксированы в таких субъектах РФ, как Мордовия, Башкортостан, Омская область.
5. Несмотря на увеличение доли негосударственных медицинских организаций в системе ОМС (более 37%), объемы оказанной этими учреждениями медицинской помощи составили менее 20% от всех медицинских услуг, оказанных населению в рамках государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. Статья 41, часть 2 (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изменениями и дополнениями). СПС «ГАРАНТ».
2. Правила обязательного медицинского страхования. Пункт 103. Утверждены Приказом Министерства здравоохранения РФ от 28 февраля 2019 г. N 108н. СПС «ГАРАНТ».
3. Стадченко Н.Н. Рост платных услуг мало связан с проблемами бесплатной медицинской помощи. Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации 2016; (3): 18-19.
4. В России доля частных медорганизаций в системе ОМС составляет более 30%. 24.05.2018. (обновлено: 03.03.2020) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sn.ria.ru/20180524/1521222712.html (дата обращения: 20.06.2020).
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 294 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. N 394). СПС «ГАРАНТ».
Public-Private Partnership in the System of Mandatory Medical Insurance in the Russian Federation
Authors
Pishchita A. N.
Doctor of Medicine, Doctor of Law, Full member of the World Association of Medical Law (WAML), Professor, Chair for Health and Public Health1
Zadvornaya O. L.
Doctor of Medicine, Professor, Head, Department of Health Organization and Public Health1
Fadeeva E. I.
PhD., Associate Professor, Professor, Chair for Health Organization and Public Health1
1 - Russian Medical Academy of Continuous Professional Education of the Ministry of Health of the Russian Federation (RMANPO). Moscow, Russian Federation
Corresponding Author
Pishchita Alexander; e-mail: alexpischita@mail.ru
Conflict of interest
None declared.
Funding
The study had no sponsorship.
Abstract
The article provides an analysis of the reform of the structure of national health care for the period from 2010 to 2020 and an assessment of the development of public-private partnership in the system of mandatory medical insurance. The analysis was conducted before the beginning of the pandemic on the date of 15.01.2020.
Key words
healthcare organization, public-private partnership in healthcare, compulsory medical insurance system, private healthcare, non-governmental medical organization
DOI
References
1. Konstitucija Rossijskoj Federacii. Statya 41, Chast' 2 (prinyata na vsenarodnom golosovanii 12 dekabrya 1993 g.) (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Constitution of the Russian Federation. Article 41, Part 2 (adopted by popular vote on December 12, 1993) (with amendments and additions)]. SPS «GARANT». (In Russ.)
2. Pravila obyazatel'nogo medicinskogo strahovaniya. Punkt 103. Utverzhdeny Prikazom Ministerstva zdravoohraneniya RF ot 28 fevralya 2019 g. N 108n. [Rules of compulsory medical insurance. Item 103. By order of the Ministry of health of the Russian Federation of February 28, 2019 N 108n]. SPS «GARANT». (In Russ.)
3. Stadchenko N.N. Rost platnyh uslug malo svyazan s problemami besplatnoj medicinskoj pomoshchi. [Growth of paid services has little to do with the problems of free medical care]. Obyazatel'noe medicinskoe strahovanie v Rossijskoj Federacii [Compulsory medical insurance in the Russian Federation] 2016; (3): 18-19. (In Russ.)
4. V Rossii dolya chastnyh medorganizacij v sisteme OMS sostavlyaet bolee 30%. 24.05.2018. (obnovleno: 03.03.2020). [In Russia, the share of private medical organizations in the CHI system is more than 30%. 24.05.2018. (updated: 03.03.2020)] Available at: https://sn.ria.ru/20180524/1521222712.html Accessed: 20.06.2020. (In Russ.)
5. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Razvitie zdravoohraneniya». Utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15 aprelya 2014 g. N 294 (v redakcii postanovleniya Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 31 marta 2017 g. N 394). [State Program of the Russian Federation «Development of Healthcare». Approved by the decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 N 294 (as amended by the decree of the Government of the Russian Federation of March 31, 2017 N 394)]. SPS «GARANT». (In Russ.)