ISSN 2308-9113

О журнале | Редколлегия | Редсовет | Архив номеров | Поиск | Авторам | Рецензентам | English

[ «МЕДИЦИНА» № 1, 2020 ]

Актуальные проблемы в сфере оказания косметологических услуг


Гришин С. М.
к.ю.н., адвокат1; независимый член Правления2



1Московская коллегия адвокатов
2СРО «Национальная ассоциация медицинских организаций»

Автор для корреспонденции: Гришин Сергей Михайлович; e-mail: 2268687@mail.ru. Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Финансирование: Исследование не имело спонсорской поддержки.

Аннотация

В статье рассматривается современное состояние отрасли, правовые вопросы оказания косметологических услуг, юридическая ответственность за предоставление косметологических услуг, дается анализ судебной практики рассмотрения данных споров в связи с неудовлетворенностью результатом косметологической услуги, а также предлагаются меры по профилактике юридических конфликтов.

Ключевые слова

косметологические услуги, законодательство, юридическая ответственность, конфликт

doi: 10.29234/2308-9113-2020-8-1-82-92

Для цитирования: Гришин С. М. Актуальные проблемы в сфере оказания косметологических услуг. Медицина 2020; 8(1): 82-92.

pdf-версия, скачать

1. Современное состояние отрасли в условиях финансово-экономического кризиса

На протяжении последних лет наблюдается сокращение количества салонов красоты в крупных городах России. С одной стороны, эксперты связывают это со сложной экономической конъюнктурой и падением реальных доходов населения, а с другой – с давлением роста объема издержек (налоговых отчислений, высоких арендных ставок от кадастровой стоимости земли и недвижимости), а также перенасыщенностью рынка.

Тенденция к сокращению инфраструктуры предложений на рынке бытовых услуг, в частности косметологических, ярко выражена. По данным опроса специалистов отрасли, падение выручки, оборота достаточно существенно – до 25%. И примерно в тех же объемах изменяется структура предложения.

Основная масса парикмахерских – эксперты называют цифру 95% – находится в арендуемых помещениях. И они вынуждены либо переезжать в менее престижные районы, либо вообще уходить из бизнеса.

Еще одна причина – использование в основном импортного оборудования и расходных материалов (до 70%). Понятно, что предприятия ищут более дешевые варианты, но вернуться к прежним ценам уже невозможно.

Общая нестабильная экономическая ситуация изменяет приоритеты потребителей. Люди экономят в первую очередь на бытовых услугах.

Больше всего, по словам мастеров, сократился спрос на окраску волос, маникюр и уход за лицом. В отличие от стрижки эти процедуры худо-бедно можно делать и в домашних условиях, экономя немалые деньги.

Закрываются салоны и все больше мастеров, официально не регистрируясь, оказывают косметологические услуги на дому. Однако, получение косметологических услуг на дому не гарантирует качество и безопасность их оказания.

Эксперты индустрии красоты упоминают активность недобросовестных операторов, продающих, покупающих и использующих контрафактную, фальсифицированную и не зарегистрированную в России продукцию. Конечные потребители невольно потворствуют происходящему.

На этом фоне клиники, которые предлагают ботулинотерапию или контурную пластику, не получая лицензии по профилю "косметология", или врачи, не имеющие специализированной подготовки, но тоже практикующие такие манипуляции, оказываются меньшим из зол. В целом доля "серого" сегмента в отрасли, говорят участники рынка, в ушедшем году могла вырасти до 20–30% от объема всей инъекционной косметологии.

Растет количество пациентов с осложнениями после введения контрафактных препаратов.

Территориальные органы Росздравнадзора и Роспотребнадзора осуществляют внеплановые проверки в рамках своей компетенции, но только по жалобам пациентов. Нарушения обнаружили почти в половине случаев (44%). Наиболее частые нарушения: проведение процедур без лицензии, некачественные материалы (в том числе инъекции препаратов токсина ботулизма). Ранее руководитель Росздравнадзора Михаил Мурашко рассказывал в интервью "Известиям", что, "желая получить дополнительные доходы, некоторые организации начинают оказывать такие услуги без разрешения, а потом пациенты поступают к врачам с тяжелейшими осложнениями, которые часто их обезображивают. Это аллергические реакции, некрозы, инфицированные раны"1

https://iz.ru/701885/elina-khetagurova/polovina-proverennykh-kosmetologov-rabotaiut-s-narusheniiami

.

2. Правовые основы оказания косметологических услуг

Оказание косметологических услуг – вид деятельности, получивший широкое распространение на российском рынке. Следует учитывать, что косметологические процедуры тесно связаны с воздействием на организм человека и влиянием на его здоровье. По этой причине оказание услуг в рамках данного вида деятельности подчинено в России строгому правовому регулированию и подлежит лицензированию.

Федеральное законодательство напрямую не предусматривает определение понятия косметологических услуг. Между тем услуги по косметологии включены в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, являющийся приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее – Положение о лицензировании N 291) [6].

Согласно п. 2 "Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "Косметология"", утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 N 381н (далее – Порядок оказания помощи N 381н), медицинская помощь по профилю "Косметология" включает комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц) [7].

Согласно определению, содержащемуся в Методических указаниях "Организация и осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за лечебно-профилактическими учреждениями (отделениями) косметологического профиля и косметическими кабинетами" (Мос МУ 2.1.3.001-2001), утв. Приказом ЦГСЭН в г. Москве от 30.07.2001 N 839, косметология – это область клинической медицины, основными задачами которой являются изучение причин, клинических проявлений и разработка методов, способов и средств лечения и профилактики деформаций и дефектов покровных тканей лица, тела и конечностей функционально-эстетического характера [8].

Согласно п. 3 Порядка оказания помощи N 381н профиль "Косметология" включает в себя:

диагностику врожденных и приобретенных морфофункциональных нарушений покровных тканей человеческого организма, в том числе возникающих вследствие травм и хирургических вмешательств, химиотерапевтического, лучевого и медикаментозного воздействия и перенесенных заболеваний;

коррекцию вышеуказанных нарушений;

информирование населения о гигиенических рекомендациях по предупреждению заболеваний, профилактике преждевременного старения и инволюционной деградации кожи и ее придатков, подкожной жировой клетчатки и мышечного аппарата.

Конкретные виды косметологических услуг перечислены в п.п. 5-7 Положения об организации деятельности косметологического кабинета (приложение 1 к Порядку оказания помощи N 381н), а также в приложениях N 4, 10, 13, 16 указанного Порядка.

К ним, в частности, относятся:

консультирование и обследование пациентов;

неинвазивные процедуры (депиляция; дарсонвализация; косметологическая чистка лица; криомассаж; криоорошение; медицинский массаж лица, шеи и области декольте ручной; пилинг аппаратный кожи; пилинг поверхностный);

инвазивные процедуры (введение инъекционных тканевых наполнителей; инъекции препаратов токсина ботулизма; инъекционная коррекция рубцовой ткани; мезотерапия; биоревитализация; пилинг срединный; инъекционное введение лекарственных препаратов).

Существует и иная (более общая) градация видов косметологических услуг. К примеру, в Постановлении Правительства РФ от 10.11.2011 N 917 "Об утверждении перечня видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций" косметология подразделяется на терапевтическую и хирургическую [9].

Оказание данных услуг без лицензии является правонарушением, ответственность за которое установлена в ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Получить лицензию вправе организации и индивидуальные предприниматели.

Получение косметологических услуг на дому не гарантирует качество и безопасность их оказания.

Согласно разъяснениям Росздравнадзора, прежде чем обращаться в организацию для получения косметологических услуг, рекомендуется ознакомиться с этой организацией в сети Интернет2

Официальный сайт Росздравнадзора, www.roszdravnadzor.ru

.

На сайте организации должны быть размещены следующие данные:

Наименование юридического лица и фирменное наименование (если имеется);

Для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя и отчество;

Адрес места нахождения юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

Адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;

Сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);

Перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;

Сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;

Режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;

Адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

При непосредственном обращении в организацию следует обратить внимание, есть ли информационный стенд (стойка), располагается ли информация в доступном для посетителей месте, также необходимо обратить внимание на санитарное состояние помещения, которое используется для проведения процедур, манипуляций.

По требованию сотрудники организации обязаны представить:

1. Копию учредительного документа медицинской организации;

2. Копию лицензии на осуществление медицинской деятельности. В лицензии должны быть указаны:

номер лицензии и дата предоставления лицензии;

наименование лицензирующего органа, выдавшего лицензию;

вид деятельности – медицинская;

наименование юридического лица или индивидуального предпринимателя (ИНН, ОГРН);

адрес места нахождения юридического лица или адрес места жительства индивидуального предпринимателя;

реквизиты приказа (распоряжения) лицензирующего органа (дата, номер приказа (распоряжения)), на основании которого предоставлена (переоформлена) лицензия.

Лицензия должна иметь приложение с перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. В нашем случае должен быть указан адрес места непосредственного осуществления медицинской деятельности и в перечне работ (услуг) указано: "косметология".

При предоставлении платных косметологических услуг должен быть заключен договор в письменной форме.

Платные медицинские услуги предоставляются при наличии информированного добровольного согласия потребителя (законного представителя потребителя), данного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Косметолог должен иметь высшее медицинское образование и сертификат специалиста по косметологии.

Средний медицинский персонал должен иметь дополнительное профессиональное образование по специальности "Сестринское дело в косметологии".

Средний медицинский персонал может оказывать медицинские услуги и манипуляции по назначению врача-косметолога.

При первичном обращении к врачу-косметологу необходимо обратить внимание, как специалист оценивает жалобы или пожелания пациента внести коррекцию в эстетические проблемы кожи:

осматривает ли он целостность кожи, обращает внимание на дефекты и нарушения, требующие проведения косметологической коррекции;

информирует ли пациента о процедурах для самостоятельного выполнения; дает рекомендации по уходу за покровными тканями организма, в том числе проводит обучение необходимым гигиеническим навыкам;

заполняет ли медицинскую документацию;

вносит ли в медицинскую документацию назначенные медицинские процедуры.

Необходимо обратить внимание на то, в каких условиях осуществляются такие косметологические услуги, как: введение инъекционных тканевых наполнителей; инъекции препаратов токсина ботулизма; инъекционная коррекция рубцовой ткани; мезотерапия; биоревитализация; проводится пилинг срединный; инъекционное введение лекарственных препаратов. Перечисленные услуги должны проводиться в отдельном помещении – процедурной, которая должны быть оснащена лампой с увеличительной лупой, устройством ультразвуковой очистки и дезинфекции инструментов и изделий, кварцевым стерилизатором, облучателем воздуха ультрафиолетовым, холодильником для хранения медикаментов.

3. Юридическая ответственность за предоставление косметологических услуг

Нарушения, которые могут иметь место при предоставлении косметологических услуг и ответственность за них, можно разделить на две основные группы:

Первая группа – ответственность, связанная с нарушением установленного порядка ведения хозяйственной деятельности при предоставлении медицинских услуг.

Вторая группа – ответственность, связанная с нарушением требований к порядку предоставления медицинских услуг.

В случае, если претензионный порядок урегулирования спора не увенчался успехом, то единственным способом возместить ущерб является иск в суд.

У лица, оказавшего услугу в области косметологии, может возникнуть следующая ответственность:

Гражданско-правовая (обязанность возместить ущерб и моральный вред).

Гражданско-правовая ответственность может возникать при обращении потребителя услуги (пациента) с претензией на качество оказанной услуги и требованием о возмещении вреда. При досудебном порядке рассмотрения претензии пациент обращается непосредственно в клинику. В случаях, если в досудебном порядке спор не урегулирован, в суд подается иск с требованием компенсации морального вреда в связи с повреждением здоровья при оказании медицинской помощи и возмещения имущественного ущерба – если были затраты на восстановление здоровья, приобретение лекарств, иные расходы, связанные с некачественно оказанной услугой и устранением ее последствий. В зависимости от обстоятельств дела и выбранной позиции требования могут быть основаны ст. 15, 150, 151, 401, 1064, 1068, 1084–1094, 1095–1098, 1099, 1101 ГК РФ; ст. 98 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ, положениях Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Судебная практика идет по следующему пути: косметологические услуги направлены на устранение косметических дефектов, на улучшение внешнего вида; данные услуги не выполняются по медицинским показаниям, а значит, пациент сознательно и без какой бы то ни было необходимости идет на риск. Соответственно, ответственность за достигнутый результат не может быть возложена на врача-косметолога. Нужный эффект при оказании медицинской помощи по зарегистрированным Минздравом России методикам не является зоной ответственности врача в случае, если услуга была выполнена без недостатков.

Административная (ст. ст. 6.3, 6.4, 6.28, 14.1, 14.4.2, 14.5, 14.10, 19.7.8 КоАП РФ). Жалобу следует направить в территориальные органы Росздравнадзора, Роспотребнадзора.

Уголовная (только физическое лицо) (ст.ст. 109, 118, 124, 171, 235, 238 УК РФ).

Автор согласен, что сама природа косметологических услуг такова, что изначально содержит в себе элементы потенциальной конфликтности [11].

На пути к оздоровлению и еще большей красоте пациент оказывается не готов примириться с возможными негативными последствиями медицинских манипуляций – то есть возможно несоответствие ожиданий, особенно если они были завышены, и фактического состояния.

Причиной роста юридических конфликтов является зачастую само правосознание российского общества как недостаточно развитого, правовой нигилизм, а также нарушение морально-этических норм в отношении пациентов.

С повышением уровня правовых знаний морально-этическую корректность можно рассматривать в качестве профилактики юридических конфликтов. В соответствии с международными нормами медицинской этики действия врача должны подчиняться положениям кодекса профессиональной этики врача, за его нарушения врач должен нести ответственность с возможностью последующей реабилитации; а назначение такого рода дисциплинарных наказаний относится к исключительной компетенции профессиональных сообществ [10].

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ. Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ. Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ. Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954,

4. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, N 48, ст. 6724.).

5. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 140.

6. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")". Собрание законодательства РФ, 23.04.2012, N 17, ст. 1965).

7. Приказ Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 N 381н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "косметология"". Зарегистрировано в Минюсте России 17.05.2012 N 24196.

8. Приказ ЦГСЭН в г. Москве от 30.07.2001 N 139 "О внедрении нормативных документов госсанэпидслужбы г. Москвы" (вместе с "Методическими указаниями "Организация и осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за лечебно-профилактическими учреждениями (отделениями) косметологического профиля и косметическими кабинетами (Мос МУ 2.1.3.001-2001)").

9. Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 N 917 "Об утверждении перечня видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль организаций". Собрание законодательства РФ, 21.11.2011, N 47, ст. 6648.

10. Кодекс профессиональной этики врача Российской Федерации. (Принят Первым национальным съездом врачей Российской Федерации 05.10.2012).

11. Королькова Т.Н., Дубовая Е.Г. Правовые особенности косметологических услуг. Медицинское право 2010; (2): 21-23.

12. С.Г. Стеценко и др. Медицинское право: Учебник для юридических и медицинских вузов. Отв. ред. д-р мед. наук, д-р юрид. наук А.Н. Пищита. 2-е изд., перераб. и доп. М.: РМАПО, 2011.

13. Плеханова Л.Н. Медицинское право: Курс лекций. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015.

14. Попов В.Л. Правовые основы медицинской деятельности. СПб., 1997.

15. Правоведение. Медицинское право: Учебник. Под ред. Ю.Д. Сергеева. М.: МИА, 2014.

16. Сергеев Ю.Д. Медицинское право: Учеб. комплекс для вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.



Actual problems in the field of cosmetology services


Grishin S. M.
Candidate of Law, Lawyer1; Independent Board Member2



1Moscow Bar
2National Association of Medical Organizations, Self-regulatory Organization

Corresponding Author: Sergey M. Grishin; e-mail: 2268687@mail.ru. Conflict of interest. None declared. Funding. The study had no sponsorship.

Abstract

The article examines the current state of the branch, legal issues of providing cosmetic services, legal responsibility for providing cosmetic services, analyzes the judicial practice of settling the disputes associated with dissatisfaction with the result of cosmetic services, and suggests measures to prevent legal conflicts.

Key words

cosmetology services, legislation, legal liability, conflict

References

1. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 30.11.1994 N 51-FZ [Civil Code of the Russian Federation (Part One) of November 30, 1994 N 51-FZ]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected legislation of the Russian Federation], 05.12.1994, N 32, art. 3301. (In Russ.)

2. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 N 195-FZ [The Code of the Russian Federation on administrative offenses dated December 30, 2001 N 195-FZ]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected legislation of the Russian Federation], 07.01.2002, N 1 (ch. 1), art. 1. (In Russ.)

3. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 N 63-FZ [The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 N 63-FZ]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected legislation of the Russian Federation], 17.06.1996, N 25, art. 2954. (In Russ.)

4. Federal'nyj zakon ot 21.11.2011 N 323-FZ "Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii" [Federal Law of November 21, 2011 N 323-ФЗ "On the Basics of Protecting the Health of Citizens in the Russian Federation"]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected legislation of the Russian Federation], 28.11.2011, N 48, art. 6724. (In Russ.)

5. Zakon RF ot 07.02.1992 N 2300-1 "O zashchite prav potrebitelej" [The law of the Russian Federation of 07.02.1992 N 2300-1 "On the Protection of Consumer Rights"]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected legislation of the Russian Federation], 15.01.1996, N 3, art. 140. (In Russ.)

6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 16.04.2012 N 291 "O licenzirovanii medicinskoj deyatel'nosti (za isklyucheniem ukazannoj deyatel'nosti, osushchestvlyaemoj medicinskimi organizaciyami i drugimi organizaciyami, vhodyashchimi v chastnuyu sistemu zdravoohraneniya, na territorii innovacionnogo centra "Skolkovo")" [Decree of the Government of the Russian Federation of 16.04.2012 N 291 "On licensing of medical activities (with the exception of the specified activities carried out by medical organizations and other organizations that are part of the private healthcare system, on the territory of the Skolkovo innovation center)"]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected legislation of the Russian Federation], 23.04.2012, N 17, art. 1965). (In Russ.)

7. Prikaz Minzdravsocrazvitiya Rossii ot 18.04.2012 N 381n "Ob utverzhdenii Poryadka okazaniya medicinskoj pomoshchi naseleniyu po profilyu "kosmetologiya"" [Order of the Ministry of Health and Social Development of Russia dated 18.04.2012 N 381н "On approval of the Procedure for the provision of medical care to the population according to the profile of cosmetology"]. Zaregistrirovano v Minyuste Rossii [Registered in the Ministry of Justice of Russia] 17.05.2012 N 24196. (In Russ.)

8. Prikaz CGSEN v g. Moskve ot 30.07.2001 N 139 "O vnedrenii normativnyh dokumentov gossanepidsluzhby g. Moskvy" (vmeste s "Metodicheskimi ukazaniyami "Organizaciya i osushchestvlenie sanitarno-epidemiologicheskogo nadzora za lechebno-profilakticheskimi uchrezhdeniyami (otdeleniyami) kosmetologicheskogo profilya i kosmeticheskimi kabinetami (Mos MU 2.1.3.001-2001)") [Order of TsGSEN in Moscow dated July 30, 2001 N 139 "On the implementation of regulatory documents of the State Sanitary and Epidemiological Service of Moscow" (together with the "Methodological Instructions" Organization and implementation of sanitary and epidemiological surveillance of medical and preventive institutions (departments) of cosmetic profile and cosmetic cabinets (Mos МУ 2.1.3.001-2001)")]. (In Russ.)

9. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 10.11.2011 N 917 "Ob utverzhdenii perechnya vidov obrazovatel'noj i medicinskoj deyatel'nosti, osushchestvlyaemoj organizaciyami, dlya primeneniya nalogovoj stavki 0 procentov po nalogu na pribyl' organizacij" [Decree of the Government of the Russian Federation of November 10, 2011 N 917 "On approval of the list of types of educational and medical activities carried out by organizations for the application of the tax rate of 0 percent on corporate income tax"]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected legislation of the Russian Federation], 21.11.2011, N 47, art. 6648. (In Russ.)

10. Kodeks professional'noj etiki vracha Rossijskoj Federacii [Code of professional ethics for a doctor of the Russian Federation]. (Prinyat Pervym nacional'nym s"ezdom vrachej Rossijskoj Federacii 05.10.2012) [(Adopted by the First National Congress of Doctors of the Russian Federation on 05.10.2012)]. (In Russ.)

11. Korol'kova T.N., Dubovaya E.G. Pravovye osobennosti kosmetologicheskih uslug [Legal features of cosmetology services]. Medicinskoe pravo [Medical Law] 2010; (2): 21-23. (In Russ.)

12. S.G. Stecenko et al. Medicinskoe pravo: Uchebnik dlya yuridicheskih i medicinskih vuzov [Medical Law: Textbook for law and medical universities]. Edited by A.N. Pishchita. 2-e izd., pererab. i dop. Moscow: RMAPO, 2011. (In Russ.)

13. Plekhanova L.N. Medicinskoe pravo: Kurs lekcij [Medical Law: Lecture Course]. Novosibirsk: SibAGS, 2015. (In Russ.)

14. Popov V.L. Pravovye osnovy medicinskoj deyatel'nosti [Legal foundations of medical activities]. St. Petersburg, 1997. (In Russ.)

15. Pravovedenie. Medicinskoe pravo: Uchebnik [Jurisprudence. Medical Law: Textbook]. Edited by Yu.D. Sergeev. Moscow: MIA, 2014. (In Russ.)

16. Sergeev Yu.D. Medicinskoe pravo: Ucheb. kompleks dlya vuzov [Medical law: Educational complex for universities]. Moscow: GEOTAR-Media, 2008. (In Russ.)

[ См. также ]

Рубрики

Creative Commons License Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License

Журнал «Медицина» © ООО "Инновационные социальные проекты"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-52280 от 25 декабря 2012 года,
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций