![]() |
О журнале | Редколлегия | Редсовет | Архив номеров | Поиск | Авторам | Рецензентам | English |
![]() |
О создании национальной Системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях
Аннотация Доклад на XVI Съезде психиатров России Добрый день, уважаемые коллеги! Прежде всего я хочу поприветствовать и поблагодарить всех участников конференции за ту подвижническую работу, которую вы ведете. В своем выступлении я хочу поднять вопрос, точнее проблему, масштабную и наболевшую – проблему наркомании. Почти 7,5 миллиона наших сограждан с разной степенью регулярности вводят себя в физическое состояние измененного сознания путем потребления психоактивных химических препаратов, а около 3 миллионов делают это ежедневно, по сути, пребывая в, так сказать, бинарном состоянии "эйфория – ломка". Это состояние не оставляет места ни социальной, ни экономической активности. Более того, их состояние повергает в ад, ужас и тяжелейшую жизненную ситуацию их родных и близких, а это уже 30-40 миллионов человек. С другой стороны, наличие этого многочисленного контингента является своего рода мощнейшим социальным макромагнитом, который целенаправленно притягивает в страну наркопреступность всего мира. Именно поэтому наркомания является одновременно и медицинской, и социальной, и экономической, и политической проблемой. Почему этим занимается ФСКН России? Указом Президента России от 10 июля 2014 г. № 507 и поручениями Президента России по итогам президиума Государственного совета от 17 июня этого года на Государственный антинаркотический комитет и ФСКН России возложена координирующая и организующая роль в создании национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации наркопотребителей. Во исполнение данных решений ФСКН России выстроила систему управления – своего рода реабилитационную вертикаль – от Государственного антинаркотического комитета до муниципальных антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации. Такая вертикаль может эффективно работать только в теснейшей взаимосвязи с деятельностью психиатрических и наркологических служб Минздрава России. Не случайно поручение Президента России по созданию национальной системы комплексной реабилитации было дано в 2012 году в ответ на наше совместное с Министром здравоохранения России Вероникой Скворцовой обращение к Президенту. ФСКН России и Минздрав России сегодня, организуя национальную систему реабилитации, по сути, возрождают и воссоздают целую отрасль по реабилитации, т.е. целевую деятельность государства по освобождению от нарко и алкогольной зависимости, утраченную нами в 1994 году с ликвидацией системы лечебно-трудовых профилакториев. По сути, прекращение деятельности на этом направлении стало катализатором роста наркомании и алкоголизации в нашей стране. Напомню, что двадцать лет назад в государстве в системе МВД действовало 244 лечебно-трудовых профилактория. Эта бюджетно финансируемая отрасль обеспечивала реабилитацию свыше 70 тысяч нарко и алкоголезависимых человек ежегодно. Из бюджета страны на финансирование этой деятельности ежегодно в нынешних ценах выделялось 30-40 миллиардов рублей в системе были заняты 17 тысяч сотрудников. С упразднением системы ЛТП функция освобождения от наркотической зависимости перестала осуществляться государством, в то время как потребность общества в этой деятельности кратно возросла. Как говорится, с водой выплеснули и ребенка. Ликвидация ЛТП была осуществлена в девяностые годы под ангажированную и даже истерическую кампанию об антигуманности этой практики. Более того, действовавший тогда Комитет Конституционного надзора в своём Заключении юридически квалифицировал проблему наркомании исключительно как частный вопрос здоровья индивида и, более того, приравнял потребление наркотиков к неотъемлемым правам человека, т.е. правам наркомана, который, цитирую, "ни перед кем не обязан отвечать за свое здоровье". В действительности же ситуация прямо противоположная: отказ государства от реализации мер по освобождению наркопотребителей от зависимости, прекращение бюджетного финансирования этой деятельности – является не только негуманным, но и античеловечным по отношению к ним, их близким и обществу в целом. ![]() На заседании Президиума Государственного совета 17 июня этого года Президент России Владимир Владимирович Путин сказал, цитирую: "Необходимо решать проблему избавления людей от наркотической зависимости, но исключительно медицинскими мерами, конечно, здесь не справиться. Нужна последующая социальная реабилитация и возвращение к нормальной полноценной жизни". Обсуждение этой проблемы на вашей съезде представляется не просто актуальным, но и жизненно необходимым. Смею утверждать, что без выработки стратегической позиции психиатрического сообщества национальную систему не построить. Опыт отечественной психиатрии в решении поставленной Президентом задачи является бесценным. Один из основоположников российской школы психиатрии Сергей Сергеевич Корсаков первым отметил ключевое значение трудового процесса и соблюдения рабочего режима для восстановления личности, по его инициативе многие психиатрические клиники России стали вводить трудотерапию. По сути, Корсаков осуществил фундаментальную смену парадигмы восстановления, реабилитации личности и заложил основы подхода к психическим проблемам, в частности к наркомании, не только с медицинской, но и с социальной точки зрения. Его ученик Владимир Петрович Сербский в руководимой им тамбовской лечебнице стал широко применять труд как необходимый атрибут реабилитационного процесса. Кроме этого он и его ученик Петр Борисович Ганнушкин первыми стали активно выступать за внедрение программ ресоциализации как важнейшего и необходимого этапа после лечения и реабилитации. Владимир Михайлович Бехтерев стал применять трудотерапию в руководимой им Петербургской клинике душевных болезней. Петр Петрович Кащенко, заведуя больницей в Нижнем Новгороде, создал при ней мастерские и огороды, что позволило пациентам участвовать в трудовом процессе и обеспечивать их полноценный возврат в общество. Его брат Всеволод Петрович Кащенко в своей педагогической концепции ставил конечной целью не просто лечение, а перевоспитание, поведенческую коррекцию, а также формирование и развитие социально активной личности. Земский психиатр Тихон Александрович Гейер создал клинические основы врачебно-трудовой экспертизы, трудоустройства психически больных, внебольничной помощи, психо и трудотерапии. Таким образом, по сути, именно труды выдающихся отечественных психиатров сформировали теоретический базис социально-трудовой реабилитации и заложили основы созданной в нашей стране системы специализированных трудовых лечебно-реабилитационных профилакториев. Президент России поставил перед нами задачу возрождения и воссоздания важнейшей отрасли освобождения миллионов наших соотечественников от нарко и алкогольной зависимости. Эта масштабная задача обсуждалась Правительством Российской Федерации в ноябре прошлого года, а также в Совете Федерации, Государственной Думе и на заседаниях Государственного антинаркотического комитета. Наркомания – это далеко не только медицинская проблема. Это масштабная социальная проблема, более того – ключевой фактор разрушения общественной и национальной безопасности, торможения экономического развития страны и главная причина высочайшей смертности среди молодежи. Наркомания – это далеко не личное дело каждого, т.к. она существенно ухудшает общекриминальную ситуацию. Хочу подчеркнуть, что две трети всех неквалифицированных краж и грабежей, а это 340 тысяч преступлений ежегодно, осуществляют наркопотребители. Отъём мобильных телефонов, дамских сумочек, кража автомагнитол и подобные преступления в большинстве случаев совершаются наркопотребителями для того, чтобы добыть себе деньги на вожделенную дозу. ![]() Тем самым, по сути, потребление наркотиков напрямую подрывает экономику страны, поскольку 7,5 миллиона наркопотребителей тратят на наркотики до 4,5 миллиардов рублей ежедневно и тем самым выводят из ВВП страны в криминальную наркологистику до двух триллионов рублей ежегодно. В связи с этим направление наркопотребителей на социальную реабилитацию можно и нужно рассматривать как прямую инвестицию в общество, поскольку реабилитация позволит ежегодно возвращать в экономику эти финансовые средства. Это прямая инвестиция в общество. Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации, определяет два ключевых направления антинаркотической политики. Первое направление – это сокращение предложения наркотиков путем целенаправленного пресечения их контрабанды, нелегального производства и оборота внутри страны. Второе направление – это сокращение спроса на наркотики путем уменьшения количества наркопотребителей за счет вовлечения их в программы освобождения от зависимости. Реализация первого направления Стратегии позволила остановить рост наркомании в стране и сократить за десять лет на одну треть смертность молодого населения в возрастном сегменте от 15 до 34 лет. ![]() Именно значительное количество наркопотребителей формирует высокую смертность молодежи в стране. Регулярное употребление наркотиков ведёт к интенсивному морфологическому разложению внутренних органов, что приводит к быстрой преждевременной смерти наркопотребителей. В соответствии с анализом причин смертности, проведенным рабочей группой при Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан, до 70 процентов умирающих в этом возрасте – а это не менее 50-60 тысяч человек ежегодно – умирает именно по причине морфологического износа внутренних органов. Таким образом, именно наркотики за 10 лет свели в могилу почти один миллион молодых жизней. Хочу особо отметить, что статистические данные учитывают только непосредственную причину смерти, т.е. фиксируется только то, какой жизненно важный орган у человека отказал. Прямая же причина не устанавливается. Причиной же отказа этих органов в таком молодом возрасте в большинстве случаев является именно потребление наркотиков, однако в статистические формы это не попадает. Мы провели глубокие исследования совместно со службой судебной экспертизы, которые это подтвердили. В Японии, в которой численность населения примерно такая же, как в России, в этом возрасте умирают от всех причин 5 тысяч человек, то есть от наркотиков примерно в 20 раз меньше, чем в России. В Европе, в среднем, – в 12 раз меньше, чем в России. Таким образом, несмотря на достигнутое снижение, уровень смертности молодежи в нашей стране по-прежнему остается аномально высоким, что предопределяет необходимость реализации второго направления Стратегии по сокращению спроса на наркотики. К сожалению, в настоящее время по-прежнему наблюдается дисбаланс государственной антинаркотической политики. ![]() За 20 лет, прошедших с момента ликвидации в нашей стране системы ЛТП, за наркопреступления были привлечены к уголовной и административной ответственности 4,5 миллиона человек, при этом бюджетную комплексную реабилитацию прошли менее 20 тысяч человек. В этом году в полную силу заработал механизм правового побуждения наркопотребителей к реабилитации путем реализации Федерального закона №313, который вступил в силу 25 мая 2014 года. Благодаря этому механизму в текущем году решениями судей в рамках административного судопроизводства до 100 тысяч наркопотребителей будет направлено на освобождение от зависимости, к сожалению, в практически нефункционирующую сегодня систему реабилитации. Хотел бы в этой связи отметить, что Владимир Петрович Сербский был первым в России, кто выступал за необходимость лечения и реабилитации преступников с психическими отклонениями вместо их повального этапирования в места лишения свободы. Эти же рекомендации по применению альтернатив тюремному заключению путем направления наркопотребителей на реабилитацию, содержатся и в решениях Генеральной Ассамблеи ООН, принятых в декабре 2014 года. Однако финансируемая система социальной реабилитации наркопотребителей в нашей стране в настоящее время отсутствует. Социальной реабилитацией занимаются лишь структуры гражданского общества – негосударственные реабилитационные центры, причем практически без поддержки государства. При этом востребованность для общества функции освобождения от наркотической зависимости подтверждается тем фактом, что в нашей стране стихийно возникли и действуют порядка 500 таких организаций. Конституцией Российской Федерации гарантируется свобода деятельности общественных объединений, поэтому, ввиду отсутствия государственного финансирования, у этих негосударственных организаций отсутствуют юридические обязательства осуществлять свою деятельность во взаимодействии с государственными органами и в соответствии с требованиями, установленными государством. Единственным юридическим механизмом, который обяжет неправительственные структуры работать по государственным стандартам во взаимодействии с органами здравоохранения и социальной защиты, является ресурсное обеспечение через грантовые выделения и обязательства. Только это позволит администрировать деятельность негосударственных организаций и обеспечит участие в этой работе федеральной и региональной власти и органов местного самоуправления. Как я уже говорил, в СССР на обеспечение этой государственной функции через систему ЛТП выделялось ежегодно 30-40 миллиардов рублей. Ряд субъектов Российской Федерации уже выделяют на эти цели средства региональных бюджетов, однако на федеральном уровне старт-ап национальной системы комплексной реабилитации неоднократно откладывался в связи с отсутствием решения по финансированию. Сейчас все необходимые предпосылки сформированы, реабилитационная вертикаль создана. Я уверен, что за счет совместной работы мы сможем кардинально переломить ситуацию с наркоманией в Российской Федерации, тем самым переломить ситуацию с наркопреступностью в нашем государстве. Уважаемые коллеги! Хочу пожелать всем участникам Шестнадцатого съезда психиатров России успешной работы. Спасибо за внимание.
Abstract Speech at the XVI Congress of Russian Psychiatrists. |
![]() |
[ См. также ] Рубрики |
|||
![]() |
|
![]() |
Журнал «Медицина» © ООО "Инновационные социальные проекты"
|