О журнале | Редколлегия | Редсовет | Архив номеров | Поиск | Авторам | Рецензентам | English |
Классификация видов государственно-частного партнерства, используемых в здравоохранении
Автор для корреспонденции: Пищита Александр Николаевич; e-mail: alexpischita@mail.ru. Финансирование: исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Аннотация На основании анализа международного опыта взаимодействия государства и бизнеса в сфере охраны здоровья граждан авторами разработана классификация видов государственно-частного партнерства в здравоохранении. Приводятся также первые результаты такого сотрудничества в отечественном здравоохранении. Ключевые слова организация здравоохранения, государственно-частное партнерство в здравоохранении, концессия, аутсорсинг, аутстаффинг, лизинг, законодательство в здравоохранении, медицинское право doi: 10.29234/2308-9113-2019-7-1-61-69 Необходимость оптимизации расходов государства на здравоохранение в условиях ограниченности бюджетных ресурсов заставляет государство расширять сотрудничество с коммерческими компаниями в этой социально значимой для любой страны сфере общественно полезной деятельности. В развивающихся странах участие бизнеса в государственных программах обеспечения граждан медицинской помощью находится далеко не на первом месте. Экономически развитые страны (США, Канада, часть европейских стран) наоборот, отдают предпочтение в части государственно-частного партнерства отраслям социальной сферы, поскольку их стабильная деятельность гарантирует стабильный доход, высокий уровень жизни населения, а недостатки в социальной сфере, в первую очередь, отражаются на удовлетворенности налогоплательщиков – потенциальных избирателей органов власти в стране. Лидерами применения государственно-частного партнерства (ГЧП) в здравоохранении являются Великобритания, Канада, Франция, Германия, США. Для Российской Федерации в современных условиях крайне актуальна реализация государственно-частного партнерства в здравоохранении. Высокий уровень износа основных фондов, недостаток финансирования текущей деятельности являются основными стимулирующими факторами формирования и развития государственно-частного партнерства в здравоохранении [1]. Различают следующие виды сотрудничества государства и частного капитала в здравоохранении в зависимости от источников финансирования, видов деятельности и условий эксплуатации: 1. Финансирование государственно-частного партнерства из средств бюджетов всех уровней. 2. Финансирование государственно-частного партнерства из иных (внебюджетных) источников, не запрещенных законодательством РФ. 3. Государственно-частное партнерство в строительстве и эксплуатации объектов здравоохранения. 1. Финансирование государственно-частного партнерства из средств бюджетов всех уровней. 1.1. привлечение частных компаний (специалистов) для выполнения профильных (медицинских) видов деятельности: а) привлечение для работы внештатных специалистов, имеющих необходимые знания, навыки и опыт работы; б) привлечение частных медицинских организаций к реализации программ государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи; в) расширение участия частнопрактикующих врачей в реализации программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи; г) предоставление в аренду помещений, принадлежащих государственной медицинской организации, на условиях участия частных медицинских организаций в реализации программ государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи. 1.2. привлечение частных компаний (специалистов) для выполнения непрофильных видов деятельности в государственных медицинских организациях: а) аутстаффинг – привлечение для работы внештатных специалистов немедицинского профиля (маркетологи, инженеры, финансовые консультанты, юристы и пр.), имеющих необходимые знания, навыки и опыт работы; б) аутсорсинг – привлечение частных компаний для выполнения отдельных непрофильных видов деятельности (уборка, эксплуатация коммунальных систем, экономисты, финансовый и юридический аудит и пр.); в) контракт на обслуживание – передача частной специализированной компании обязанностей по выполнению всего комплекса работ по обслуживанию объекта здравоохранения; г) предоставление в аренду помещений, принадлежащих государственной медицинской организации, на условиях финансирования эксплуатации и ремонта зданий и сооружений объекта здравоохранения. 2. Финансирование государственно-частного партнерства из иных (внебюджетных) источников, не запрещенных законодательством РФ. 1) стимулирование населения к дополнительным платежам (совместное финансирование) в системе ОМС (оплата отдельных или комплекса дополнительных сервисных услуг (ОМС+); 2) предоставление населению дополнительных платных услуг государственными медицинскими организациями; 3) расширение участия негосударственных медицинских организаций в программах государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, с предоставлением дополнительных платных услуг. 3. Государственно-частное партнерство в строительстве и эксплуатации объектов здравоохранения. Отдельно следует рассматривать государственно-частное партнерство в строительстве и эксплуатации объектов здравоохранения. Наиболее часто встречающимся вариантом государственно-частного партнерства в строительстве и эксплуатации объектов здравоохранения является концессия – совместное строительство медицинских организаций. Смысл концессии состоит в том, что частный инвестор финансирует строительство, ремонт, оснащение медицинского объекта, управляет переданным ему имуществом и получает оплату, главным образом, из платежей, осуществляемых пользователями услуг (пациентами). Различают несколько вариантов государственно-частного партнерства в строительстве и эксплуатации объектов здравоохранения: 1. Строительство с последующей эксплуатацией объекта здравоохранения частными партнерами. 2. Совместная эксплуатация объекта здравоохранения публичным и частным партнерами. 3. Приватизация частными партнерами государственного или муниципального объекта здравоохранения. 1. Строительство с последующей эксплуатацией объекта здравоохранения: 1.1. Объект передается в собственность государства: 1) "строительство – управление – передача" – классический вариант концессии. Концессионер осуществляет строительство и эксплуатацию (в основном – на праве собственности) в течение установленного срока, по окончании которого объект передается государству; 2) "строительство – передача – управление" – также относится к классическим вариантам концессии. Концессионер строит объект, который передается государству (концеденту) в собственность сразу после завершения строительства. После этого объект передается для эксплуатации концессионеру; 3) "строительство под ключ – управление" – государство финансирует строительство и оснащение государственной медицинской организации, а частный партнер проектирует, строит и управляет объектом, принадлежащим государству. 1.2. Объект не передается в собственность государства: 1) "строительство – владение – управление". Концессионер строит объект и осуществляет последующую эксплуатацию, владея им на праве собственности, срок действия которого не ограничивается; 2) "строительство – владение – управление – передача" – владение и пользование построенным объектом на праве частной собственности осуществляется в течение длительного срока, по истечении которого объект переходит в собственность государства [4]. 2. Совместная эксплуатация объекта здравоохранения публичным и частным партнерами. Привлечение частных компаний к осуществлению оперативного управления медицинскими организациями, находящимися в государственной и муниципальной собственности: 1) Государство заключает контракт с частной компанией на управление объектом. 2) Государство и частный инвестор создают акционерное общество и, в соответствии с долями в уставном капитале, управляют объектом. 3. Приватизация частными партнерами государственного или муниципального объекта здравоохранения. 1) Передача государственной собственности частной компании в виде: отдельных медицинских организаций; крупных медицинских объединений, состоящих из 2-5 амбулаторно-поликлинических учреждений, 1-2 лечебно-диагностических центров, 1 многопрофильной крупной медицинской организации, путем продажи части или всего пакета акций компании с государственным участием. 2) "Покупка – реконструкция – управление" – форма продажи, которая включает восстановление или расширение существующего объекта. Государство продает объект частной компании, которая производит необходимые усовершенствования для дальнейшей эффективной эксплуатации объекта. 3) "Лизинг" – контракт, близкий по содержанию аренде. Арендатор не участвует в строительстве, получая объект от государства. Обязанности арендатора: обслуживание, взимание платы с потребителей услуг (пациентов) и платежи государству за пользование объектом [2]. Государственно-частное партнерство в Российской Федерации основано на следующих принципах: 1) открытость и доступность информации о государственно-частном партнерстве, за исключением сведений, составляющих государственную тайну и иную охраняемую законом тайну; 2) обеспечение конкуренции; 3) отсутствие дискриминации, равноправие сторон соглашения и равенство их перед законом; 4) добросовестное исполнение сторонами соглашения обязательств по соглашению; 5) справедливое распределение рисков и обязательств между сторонами соглашения; 6) свобода заключения соглашения. [3] Основными ожидаемыми выгодами государства от взаимодействия с частным партнером в сфере здравоохранения являются: возможность разработки стратегии развития здравоохранения без секторального разделения на государственное и частное здравоохранение; привлечение дополнительных финансовых ресурсов; уменьшение финансовых и производственных рисков; внедрение современных методов управления в здравоохранение; сокращение государственных капитальных вложений в здравоохранение и высвобождение средств на другие приоритетные проекты в сфере здравоохранения; повышение эффективности оказания медицинских услуг населению за счет поиска дополнительных резервов и сокращения затрат без потери качества; сокращение сроков реализации проектов в сфере здравоохранения; повышение качества и доступности медицинских услуг для населения; повышение качества сервисных (немедицинских) услуг при оказании медицинской помощи; создание новых рабочих мест, перевод части медицинского персонала из государственной медицинской организации в частную компанию (при реализации некоторых направлений взаимодействия государства и бизнеса); сохранение прав собственности на объекты здравоохранения, передаваемые частному партнеру. Частный партнер, вступая во взаимодействие с государственными органами управления в сфере здравоохранения, ожидает следующих выгод: доступ к государственным активам и ресурсам в сфере здравоохранения; стабильность развития бизнеса (гарантии стабильных финансовых поступлений в долгосрочной перспективе, особенно при реализации государственно-частного партнерства); государственная поддержка при реализации инновационных проектов в здравоохранении; распределение финансовой нагрузки, в тех случаях, когда государство возмещает часть инвестированных в совместный проект средств. Государственно-частное партнерство в российском здравоохранении находится еще только на этапе становления. За последние годы на условиях концессии в России реализуются следующие проекты: Стоматологическая поликлиника № 6 (Новосибирск), Роддом № 1 (Новосибирск). В 2011 году был реализован проект по передаче в концессию Центра планирования семьи и репродукции ГАУЗ "РКБ" Министерства здравоохранения республики Татарстан. В ближайшее время планируются к реализации следующие проекты государственно-частного партнерства: строительство детского санатория круглогодичного действия в Вологодской области; проектирование и строительство в г. Петрозаводске комплекса зданий ГУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы" Республики Карелия; строительство диализного центра в г. Хабаровске; реконструкция хирургического корпуса больницы в Ульяновской области (3,5 млрд руб.); реконструкция Городской клинической больницы № 63 (Москва) (5,5 млрд руб., срок – 49 лет); реконструкция Городской больницы № 40 (Санкт-Петербург) (3,3 млрд руб., срок – 32 года); строительство детской и взрослой поликлиники в жилом комплексе Славянка (Санкт-Петербург) (0,4 млрд. руб., 30 лет). В настоящее время государственно-частное партнерство оценивается как предпочтительная альтернатива исключительно бюджетному варианту финансирования инфраструктурных и социальных проектов. При реализации проектов государственно-частного партнерства в здравоохранении государство стремится решить следующие задачи. 1. Обеспечить население качественной своевременной и адекватной медицинской помощью и, в итоге, выполнить государственную демографическую программу. 2. Не допустить неконтролируемого роста расходования бюджетных средств, в том числе и на финансово емкие и социально значимые проекты. 3. Обеспечить активное участие крупного и малого бизнеса в реализации социальных программ. В условиях широкого применения государственно-частного партнерства в здравоохранении государство оставляет за собой роль активного регулятора и гаранта в социальной сфере при существенном сокращении бюджетного финансирования и отказе от непосредственного участия в обеспечении населения медицинской помощью. Отказ от активного взаимодействия государства с частным капиталом в социальной сфере в условиях увеличения продолжительности жизни населения и роста объемов медицинской помощи населению, в том числе дорогостоящей высокотехнологичной медицинской помощи, приведет любое, даже самое экономически развитое государство, к неминуемому краху. Список литературы 1. Ершов Д.Л. Опыт реализации партнерства государства и бизнеса в здравоохранении. Молодой ученый 2013; (11): 331-334. 2. Климова Н.В. Частно-государственное партнерство: сущность, преимущества, риски. 2011. URL: http://viperson.ru/articles/chastno-gosudarstvennoe-partnerstvo-suschnost-preimuschestva-riski 3. Статья 4 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". 4. Gerrard M. What are public-private partnerships, and how do they differ from privatizations? Finance & Development 2001; 38(3). URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/fandd/2001/09/gerrard.htm
Corresponding Author: Pishchita Alexander; e-mail: alexpischita@mail.ru. Conflict of interest: None declared. Funding: The study had no sponsorship. Abstract Basing on the analysis of international experience of interaction between the state and business in the field of public health, the authors have developed a classification of types of public-private partnership in healthcare. The first results of such cooperation in domestic healthcare are also presented. Key words healthcare, organization, public-private partnership, concession, outsourcing, outstaffing, leasing, healthcare legislation, medical law References 1. Ershov D.L. Experience in realization of partnership of the state and business in healthcare. Young scientist 2013; (11): 331-334. 2. Klimova N.V. Public-private partnership: essence, advantages, risks. 2011. URL: http://viperson.ru/articles/chastno-gosudarstvennoe-partnerstvo-suschnost-preimuschestva-riski 3. Article 4 of the Federal law of July 13, 2015 N 224-FZ "On public-private partnership, municipal-private partnership in the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation". 4. Gerrard M. What are public-private partnerships, and how do they differ from privatizations? Finance & Development 2001; 38(3). URL: https://www.imf.org/external/pubs/ft/fandd/2001/09/gerrard.htm |
[ См. также ] Рубрики |
||||
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License |
Журнал «Медицина» © ООО "Инновационные социальные проекты"
|