ISSN 2308-9113

О журнале | Редколлегия | Редсовет | Архив номеров | Поиск | Авторам | Рецензентам | English

[ «МЕДИЦИНА» № 4, 2018 ]

Сравнительный анализ рейтингов медицинских вузов


Гельман В. Я.
д.т.н., профессор, кафедра медицинской информатики и физики1



1ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России. 191015, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 41.

Автор для корреспонденции: Гельман Виктор Яковлевич; e-mail: Viktor.Gelman@szgmu.ru. Финансирование: Исследование не имело спонсорской поддержки.Конфликт интересов: Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Аннотация

Проводится аналитический обзор существующих рейтингов вузов. Рассмотрены методика их составления и важнейшие зарубежные и отечественные рейтинги. Исследованы медицинские вузы, входящие в состав общевузовских рейтингов. Показано место медицинских вузов в отечественном высшем образовании. Сопоставление первых десяток медицинских вузов по восьми основным рейтингам позволило определить лучшие вузы, попадающие в большинство рейтингов. Анализ динамики изменения позиций в общевузовском рейтинге лучших медицинских вузов по качеству приема выявил сложившуюся устойчивость репутационных характеристик ведущих медицинских вузов. Показана необходимость создания специализированных рейтингов медицинских вузов и специальностей с учетом их специфических особенностей.

Ключевые слова

рейтинг, вуз, медицинский вуз, анализ, специализированный рейтинг, аналитический обзор

doi: 10.29234/2308-9113-2018-6-4-1-16

pdf-версия, скачать

Введение

Для абитуриентов, желающих получить образование высокого качества для последующего трудоустройства в сфере здравоохранения с соответствующим уровнем доходов и перспективами профессиональной карьеры, и их родителей объективный выбор наиболее подходящего вуза стал достаточно сложной задачей. Важность ее правильного решения возрастает, если учесть, что обучение по этим специальностям является длительным и достаточно часто может быть платным. Возникает острая необходимость в доступной и достоверной информации о качестве образования в различных медицинских вузах. Серьезную помощь в решении этой задачи может оказать объективный рейтинг вузов, осуществляющих подготовку по медицинским специальностям.

Рейтинг – это специфическая величина, количественно характеризующая относительный качественный уровень каждого члена какого-либо классификационного списка. Наиболее часто встречающимся подходом к формированию рейтинга является ранжирование объектов по собственным оценочным методикам их создателей. Поэтому существует значительное количество разнообразных рейтингов, как в нашей стране, так и за рубежом.

Необходимость в рейтинге высших учебных заведений вызвана заинтересованностью как государства, общества, так и отдельной личности. Рейтинги, как формальные относительные показатели качественного уровня вуза, начали применяться с середины прошлого века. Они удовлетворяют потребность различных целевых групп в получении объективной информации о вузах из независимых источников, возможность их сравнения по определенным параметрам. Очевидным преимуществом рейтингов является то, что ими могут легко пользоваться любые целевые группы, а не только специалисты и исследователи в области высшего образования. Основными целевыми группами рейтингов вузов являются [12]: абитуриенты (их родители) при выборе вуза для обучения; студенты, ординаторы, аспиранты при выборе университета для возможных обменов, выбора места дальнейшего обучения, конкретных образовательных программ и т.д.; научные и административные работники, преподаватели, а также другие специалисты при поиске места работы; работодатели при подборе новых сотрудников; промышленный сектор, инновационные компании в рамках поиска партнеров для проведения совместных научно-исследовательских работ, разработок и т.д.; организации различной направленности при поиске вуза для создания и реализации программ по повышению квалификации своих сотрудников; вузы в рамках выстраивания взаимодействия с другими вузами по созданию совместных образовательных программ, проведению научных исследований, реализации программ академической мобильности и т.д.; различные органы власти, государство в целом в рамках проводимого анализа степени эффективности вузов.

Рейтинг высших учебных заведений – это список вузов, полученный в процессе их ранжи́рования с учетом сочетания различных факторов. Существует большое количество рейтингов вузов. Эти рейтинги учитывают комбинации показателей качества обучения, научных достижений, выбор студентов, итоговый успех, демографическую ситуацию и другие критерии. Возрастающее разнообразие методологий ранжирования и сопутствующая им критика свидетельствуют об отсутствии единого мнения в данном вопросе.

Тем не менее, сегодня рейтинг образовательных учреждений во многих странах мира является важнейшей составляющей национальных систем общественно-профессиональной оценки качества подготовки специалистов и аккредитации образовательных программ, методом трансляции определенных ценностей в сфере образования, а также управления образовательными миграционными потоками.

Для Минобрнауки (и Минздрава в нашем случае) ранжирование вузов необходимо для принятия решений об отнесении их к различным категориям, определении размеров финансирования и является необходимым условием для решения вопроса эквивалентности дипломов об образовании. Территориальная администрация также учитывает рейтинг вуза при решении различных организационных вопросов.

При этом в сфере высшего образования и медицинского, в частности, сложилась ситуация, когда существует спрос не столько на знания, сколько на бренд вуза. Именно наличие статусного диплома, а не профессионализм зачастую становится залогом успешного старта карьеры и именно на этот критерий в большинстве случаев ориентируется родители студентов, выбирая вуз. Поэтому и со стороны вузов немалые деньги тратятся именно на имиджевую составляющую, на поддержание бренда, базирующегося на истории и рейтингах.

Конечно, в каждом конкретном, частном случае рейтинг не является гарантией качественного обучения для конкретного студента, но послужить первоначальным ориентиром вполне может.

Существующие в настоящее время рейтинги высших учебных заведений различаются как по их цели, так и по способу создания.

Во-первых, существуют мировые, региональные и национальные рейтинги. Мировые рейтинги – рейтинги вузов, которые рассматривают в рамках производимого ими анализа университеты всех стран. Региональные рейтинги – это рейтинги, которые рассматривают в рамках производимого ими анализа вузы какого-либо одного региона, нескольких регионов или стран со схожей экономикой и т. д. Национальные рейтинги – это рейтинги, которые рассматривают в рамках производимого ими анализа вузы конкретной страны. Чаще всего национальные рейтинги создаются собственными (страновыми) агентствами.

Во-вторых, по категории рассматриваемых вузов и учету направлений подготовки можно выделить две основные модели.

Наиболее распространен институциональный рейтинг – ранжирование вузов по результатам их интегральной оценки по определенным критериям и показателям. В институциональном рейтинге могут участвовать различные вузы независимо от профиля научных исследований и подготовки специалистов, например для сравнительной оценки высших учебных заведений, территориально расположенных в одном городе или регионе.

Однако рейтинг вузов, составленный безотносительно направления подготовки специалистов, имеет тот недостаток, что он полезен лишь будущим студентам, которым важно получить качественное высшее образование само по себе, независимо от сферы будущей деятельности и специальности. Более взыскательным и профессионально-ориентированным абитуриентам, уже выбравшим свою будущую специальность, трудно ориентироваться в общем институциональном рейтинге, поскольку вузы, занимающие высокие позиции, не одинаково сильны в различных областях подготовки специалистов.

Вторая модель, представляющая в настоящее время наибольший интерес – это специализированный рейтинг вузов или "рейтинг специальностей" [2,13]. Здесь имеется в виду ранжирование вузов, осуществляющих подготовку специалистов по определенным образовательным программам с той или иной степенью детализации. В ряде случаев специализированный рейтинг вузов формируется по группам направлений подготовки специалистов, например: здравоохранение, энергетика, машиностроение, химические технологии и т.д.

Специализированный рейтинг вузов, безусловно, важен для Минобрнауки (Минздрава) РФ с точки зрения формирования госзаказа на подготовку специалистов для различных отраслей национальной экономики. Он также представляет несомненный интерес для будущих студентов, выбирающих вуз с целью получения образования в области медицины и здравоохранения.

Специализированным является также и рейтинг вузов, осуществляющих подготовку специалистов по медицинским специальностям и специализациям.

Таким образом, объектами рейтинга во всех моделях являются высшие учебные заведения, а основания и параметры для их оценки могут быть различными. Медицинские вузы, входящие в общий институциональный рейтинг, могут быть выделены в отдельную группу. Эти группы (рейтинги) разнятся в зависимости от исходного общевузовского рейтинга. Поэтому необходимо провести сравнительный анализ существующих рейтингов медицинских вузов.

Методики расчета рейтингов

Исследуемые вузы являются достаточно сложными объектами, для полной системной оценки которых необходимо применять совокупность показателей их качества.

Следует заметить, что чем больше показателей учитываются при составлении рейтингов, тем, в принципе, точнее и объективнее получаемые результаты. Однако при этом возрастают и трудозатраты по сбору информации и составлению рейтинга и, соответственно, растет и общая стоимость работ по созданию рейтинга. Поэтому существует некий оптимум в пространстве параметров цена-качество.

Обычно используются балльные оценки выбранного набора критериев [12,13]. Как правило, предлагается определять искомую оценку из линейного уравнения:

Оценка = a1f1 + a2f2 +...+ aifi +...+ anfn,

где – fii-тая составляющая деятельности вуза, экспертно оцениваемая в баллах, или статистический показатель (например, число преподавателей, приходящихся на сто студентов), aii-тый эвристически определяемый весовой коэффициент, n число рассматриваемых показателей деятельности вуза.

Теоретически, при правильном выборе достаточно полного набора показателей и оптимально подобранных весовых коэффициентах, такие оценки вузов будут объективны и адекватны. Однако, обычно множество показателей и весовые коэффициенты выбираются достаточно произвольно и отличаются в различных рейтингах. Адекватность модели обычно не оценивается.

В предельных случаях анализируемый показатель может быть только один, если он сам по себе является интегральным показателем, отражающим эффективность деятельности вуза. Например, в рейтинге НИУ ВШЭ, составляемым совместно с МИА "Россия сегодня" учитывается только средний балл ЕГЭ абитуриентов, зачисленных в вуз [7].

Результирующий рейтинг вузов получается путем ранжирования полученных оценок. Учитывая разницу в наборе рассматриваемых показателей, отличаются и соответствующие рейтинги. В зависимости от преимущественного набора показателей различают общие (универсальные) рейтинги, рейтинги вузов по условиям для получения качественного образования, рейтинги по востребованности выпускников работодателями, рейтинги вузов по уровню научно-исследовательской активности и т.п.

Рассмотрим зарубежный и отечественный опыт составления рейтинга высших учебных заведений.

Международные рейтинги вузов

Существует большое количество международных рейтингв вузов. Наиболее известными из них являются: Академический рейтинг университетов мира (The Academic Ranking of World Universities (ARWU)), который составляется Шанхайским университетом Цзяо Тун и публикуется ежегодно с 2003 года; Мировой рейтинг университетов Times Higher Education, который публикует британское издательство Times Higher Education (THE) совместно с Thomson Reuters под названием Times Higher Education World University Rankings; и Мировой университетский рейтинг QS, создаваемый Quacquarelli Symonds и публикуемый ежегодно с 2004 года.

Из медицинских вузов только РНИМУ1

Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И.Пирогова

и 1 МГМУ2

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова

входят в общий рейтинг вузов THE за 2018 год, занимая места во второй тысяче (1001+). Другие отечественные медицинские вузы пока не включены в ведущие зарубежные рейтинги вузов [8].

Отметим, что в международный рейтинг вузов российского происхождения – Round University Ranking, в 2018 году вошло 3 медицинских вуза: КурГМУ3

Курский государственный медицинский университет

(591 место), РНИМУ (597) и РязГМУ4

Рязанский государственный медицинский университет

(681) [17]. В Московский международный рейтинг "Три миссии университета" (MosIUR) отечественные медицинские вузы не попали в первые 200 вузов [10].

Российские рейтинги вузов

Медицинские вузы, как правило, включены в общероссийские рейтинги вузов, как одна из их составляющих. Рассмотрим некоторые модели рейтинга вузов, существующие в нашей стране. В последние годы в России появилось большое количество различных рейтингов: их составляют СМИ, размещают в сети Интернет сами вузы, распространяют фонды общественного мнения. До 2007 года более 30 лет готовил собственный рейтинг Минобрнауки5

В апреле 2007 г. Минобрнауки РФ приостановило действие приказов, вводивших рейтинг вузов России (приказ Минобрнауки РФ №110 от 12.04.2007).

.

Министерство высшего образования Российской Федерации (в составе СССР) впервые стало формировать институциональный рейтинг российских высших учебных заведений с 1972 года.

Официальный рейтинг российских вузов формировался по группам: классические университеты, технические вузы, медицинские, педагогические, экономические и т.д. В рейтинге использовались две категории параметров, оценивающих потенциал и активность вуза. Для расчета параметров и формирования рейтинга Министерство образования и науки РФ запрашивало у вузов данные по приблизительно 50-ти позициям.

Наряду с институциональным рейтингом вузов Министерство образования и науки РФ формировало также рейтинг вузов по специальностям, по которым осуществлялась подготовка.

В настоящее время Минобрнауки проводит мониторинг эффективности деятельности учреждений высшего образования (769 вузов и 692 филиала), и ежегодно публикует результаты мониторинга [6]. Эти результаты не являются рейтингом.

Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) составляет ежегодный рейтинг вузов России с 2011 года [15]. Агентство является первой в России и четвертой в мире организацией, чьи рейтинги вузов успешно прошли международный аудит IREG Observatory. Рейтинг вузов RAEX – интегральная оценка качества подготовки выпускников вуза, определяемая количественными параметрами их образовательной и научно-исследовательской деятельности и качественными характеристиками, отражающими мнение ключевых референтных групп: работодателей, представителей академических и научных кругов, а также студентов и выпускников. При подготовке рейтинга использовались как статистические показатели, так и результаты опросов среди 30 тыс. респондентов: представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников, работодателей. В этом рейтинге не участвуют вузы творческой и спортивной направленности, а также силовых ведомств. Оцениваются только головные вузы, их филиалы составителями рейтинга не рассматриваются.

Рейтинг агентства "Интерфакс" [5]. Рейтинги вузов начали создаваться агентством с 2009 года. В этих рейтингах деятельность университетов оценивается по шести основным параметрам: образовательная деятельность; научно-исследовательская деятельность; социализация – отражает деятельность университета в социальной сфере; интернационализация или международная деятельность университета; бренд университета; инновации и предпринимательство, то есть достижения университета в сфере инноваций и коммерциализации разработок. Источниками данных о деятельности вузов являются результаты анкетирования вузов, материалы сайтов вузов; данные, размещаемые на специализированных сайтах Министерства образования и науки Российской Федерации; публичные отчеты университетов; данные Роспатента, базы данных, разработанные "Интерфаксом", – СПАРК (www.spark-interfax.ru) и СКАН (www.scan-interfax.ru), а также международные базы данных, сайты www.supercomputers.ru, parallel.ru, www.top500.org, kon-ferenc.ru, konferencii.ru, Alexa, SimWeb.

Рейтинг Forbes [4]. Этот рейтинг в 2018 году подготовлен впервые. Вузы оцениваются по 10 параметрам, разбитым на три группы: качество образования, качество выпускников и фактор Forbes. За основу были взяты данные мониторинга эффективности деятельности более 600 учреждений высшего образования, подготовленного Минобрнауки. Методика рейтинга учитывает не только качество образования, но и статистические данные о трудоустройстве выпускников, их востребованности в регионах, количестве предпринимателей среди них. Также Forbes изучил биографии более 1600 представителей российской элиты – участников списка Forbes и их детей, руководителей частных и государственных компаний, чиновников и депутатов.

Таким образом, вузы проанализированы по десяти метрикам, сгруппированным на три составляющие: качество образования, качество выпускников и фактор Forbes, учитывающий "элитность" учебного заведения и долю предпринимателей в общем количестве выпускников.

В рейтинг не входят вузы, находящиеся в ведении силовых ведомств – МВД, ФСБ и других.

Рейтинг портала "Вузотека.ру" [1]. В рейтинге участвует более двух тысяч вузов. Основными критериями при составлении рейтинга являются: качество обучения, научная деятельность, международные связи, востребованность выпускников вузов работодателями.

Рейтинг портала "Образование в России" [11]. В рейтинге участвует 701 вуз. Учитываются следующие показатели: наличие аспирантуры, общежития, военной кафедры, преподавания на иностранном языке, довузовской подготовки, спорткомплекса, обучения людей с ограниченными возможностями, повышенной стипендии, а также возраст университета и научно-исследовательская деятельность.

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) проводит исследование качества приема (результаты ЕГЭ) в российские университеты с 2010 г. Проект был начат НИУ ВШЭ в партнерстве с "Социальным навигатором" МИА "Россия сегодня" [7]. В основе исследования лежит анализ информации, представленной на сайтах высших учебных заведений, которая сверяется с данными отчетов вузов в Минобрнауки России. При необходимости проводится сверка данных с приемными комиссиями вузов. Средний балл ЕГЭ абитуриентов, зачисленных на бюджетное и платное отделения вузов, дает возможность объективно измерить один из ключевых параметров качества высшего профессионального образования.

Рейтинг портала "Vuzopedia" [16]. Этот рейтинг вузов в основном по качеству образования. В принципе, качество образования – компонент, включающий в себя все основные составляющие: уровень преподавания материала, условия, в которых идет образовательный процесс, инфраструктуру, актуальность знаний и многое другое. Рейтинг базируется на оценках тех, кто учился в соответствующем вузе. Рассматриваются 4 основных направления: качество образования, условия в вузе, внеучебная деятельность и востребованность выпускников.

Рейтинг портала "5ballov.ru" [14]. В этом рейтинге место вуза определяется количеством проголосовавших за него на сайте.

Таким образом, можно видеть, что в настоящее время в России существует достаточно большое количество различных рейтингов вузов. Методы их построения варьируются от простейших, например, по количеству зарегистрировавшихся на сайте выпускников вуза ("5ballov.ru"), до достаточно сложных и трудоемких (рейтинги RAEX, "Интерфакс"). Однако отсутствуют специально создаваемые рейтинги по медицинским вузам, специальностям и специализациям с учетом специфических особенностей медицинских вузов, хотя в России имеется 46 гражданских медицинских вузов с приемом на бюджетные места более 200 человек, и выпускающих специалистов для здравоохранения.

Место медицинских вузов в общевузовских рейтингах. Как правило, в общих рейтингах вузов среди расширенных направлений подготовки (здравоохранение, педагогика, технические вузы и т.п.) в целом медицинские вузы занимают высокие места. Например, в рейтингах НИУ ВШЭ (по результатам ЕГЭ) медицинские вузы неизменно входят в тройку расширенных направлений наряду с социально-экономическими вузами и классическими университетами.

Среди всех рассмотренных рейтингов в 2018 году (как и ранее) наиболее высокие места медицинские вузы занимают в рейтинге по результатам ЕГЭ (НИУ ВШЭ). Это связано с тем, что медицинское образование в России имеет ряд преимуществ, следствием которых является высокий интерес со стороны абитуриентов. Действительно, в 2018 году сразу 34 медицинских вуза оказались в первой сотне вузов России в рейтинге НИУ ВШЭ; в рейтинге портала "Образование в России" – 30; 13 медицинских вузов сумели войти в топ-100 комплексных рейтингов вузов RAEX и Forbs, что свидетельствует о высоком качестве медицинского образования. При этом, например, в рейтинге RAEX, педагогические вузы представлены в сотне лучших всего тремя участниками, аграрные университеты – двумя.

Учащиеся медицинских вузов хорошо обеспечены профессорско-преподавательским составом – в среднем на 100 студентов-медиков в прошлом учебном году приходилось 12,2 преподавателя, в то время как в среднем по сотне лучших вузов России – 7,6 преподавателя. В медицинских вузах традиционно высока доля иностранных студентов: так, в прошлом году доля зачисленных на первый курс иностранцев в медицинских вузах была в полтора раза больше, чем в среднем по стране (13,4% против 9,1%) [15].

С точки зрения абитуриентов и их родителей, важным преимуществом медицинского образования в России является его доступность. Цены на обучение в лучших медицинских университетах заметно демократичнее, чем в сильнейших вузах из других областей. Так, средняя стоимость платного обучения на 1-м курсе очного отделения в трёх лучших медицинских вузах в 2017/18 учебном году составила 126,3 тыс. рублей в год, тогда как в топ-3 экономических вузов – 332,5 тыс. рублей в год, в топ-3 гуманитарных вузов – 308,7 тыс. рублей в год [15]. Сказывается на доступности и более широкая, по сравнению с другими вузами, квота целевого приема. По результатам приемной кампании 2017/2018 года доля целевиков среди будущих медиков, имеющих, как правило, более низкие результаты ЕГЭ, чем поступивших по общему конкурсу, составила 26,6%, в то время как по всем другим вузам рейтинга RAEX доля целевого приема в среднем находилась на уровне 8,2%. Нужно отметить, что доля целевого приема в медицинские вузы постепенно снижается, например, в 2010 году она составляла 32,4% [3].

Популярность специальностей внутри группы медицинских вузов также различается, например, специальности "Педиатрия" или "Сестринское дело", как правило, несколько слабее по уровню абитуриентов, чем "Лечебное дело" или "Стоматология" [3].

Сравнение рейтингов медицинских вузов. Сравним первые десятки рейтингов медицинских вузов, составленных на основе рассмотренных выше общевузовских рейтингов России в 2018 году (табл. 1).

Таблица 1. Рейтинги медицинских вузов на основе общевузовских рейтингов России в 2018 году (по данным [1,4,5,9,11,14-16]).

Из таблицы видно, что рейтинги довольно сильно отличаются, и в первую десятку медицинских вузов в разных рейтингах попадают различные вузы. На основе этих рейтингов можно определить десятку вузов, попадающих в несколько рейтингов на высокие места (1-е место – 10 баллов, 2-е – 9 и т.д.). Получается следующий интегральный ранговый рейтинг десятки лучших медицинских вузов: 1) 1 МГМУ (75 баллов), 2) РНИМУ (60), 3) СибГМУ6

Сибирский государственный медицинский университет

(37), 4) КазГМУ7

Казанский государственный медицинский университет

(34), 5) 1 СПбГМУ8

Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П.Павлова

(33), 6) МГМСУ9

Московский государственный медико-стоматологический университет

(31), 7) КурГМУ (29), 8) СЗГМУ10

Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И.Мечникова

(26), 9) СПбГПМУ11

Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

(19), 10) СамГМУ12

Самарский государственный медицинский университет

(9). В приведенных рейтингах в первой десятке от 6 до 8 вузов совпадают с вузами из полученного списка, что говорит об определенной согласованности этих рейтингов.

Представляет интерес более подробно рассмотреть рейтинг НИУ ВШЭ и МИА "Россия сегодня", исследующий качество приема в российские университеты по результатам ЕГЭ абитуриентов, принятых на первый курс. Ниже будут анализироваться только медицинские вузы с приемом более 200 студентов на бюджетные места (рис. 1). Средний балл ЕГЭ абитуриентов, зачисленных на бюджетное отделение вузов, дает возможность объективно измерить ключевые параметры качества высшего профессионального образования. Во‐первых, средний балл поступивших является индикатором репутации вузов и их востребованности абитуриентами, характеризующим бренд вуза. Во‐вторых, качественный состав студентов – один из трех основных факторов качества образования в определенном вузе (наряду с качеством преподавателей и масштабом научных исследований) [7].

Рис. 1. Динамика изменений места в общероссийском рейтинге вузов, составленном по результатам ЕГЭ первокурсников первой шестерки медицинских вузов (по данным [9]).

На рисунке 1 представлена динамика изменений места в рейтинге первой шестерки медицинских вузов (РНИМУ, 1 МГМУ, 1 СПбГМУ, КазГМУ, СПбГПМУ, КубГМУ13

Кубанский государственный медицинский университет

), остающейся неизменной в рейтингах 2017 и 2018 года. Видно, что после некоторого переходного периода, начиная с 2016 года, лучшие медицинские вузы вышли на стабильный уровень, занимая с 15 по 27 места в общероссийском рейтинге вузов.

Отметим, что эта шестерка не совпадает ни с одним из рассмотренных выше других рейтингов (табл. 1). Это говорит о том, что у абитуриентов и их родителей сформировались представления о рейтинге медицинских вузов (их репутации, бренде), несколько отличающиеся от результатов, получающихся при рейтинговании по набору показателей. Отсюда можно заключить, что в этих рейтингах не учитываются определенные факторы, влияющие на выбор вуза.

Если сравнить интегральный ранговый рейтинг, составленный из восьми рассматриваемых рейтингов, с первой шестеркой вузов рейтинга НИУ ВШЭ, то можно видеть, что абитуриенты и их родители явно недооценивают СибГМУ (Томск), МГМСУ (Москва), КурГМУ (Курск) и переоценивают КубГМУ (Краснодар). Это, по-видимому, может быть объяснено определенными региональными особенностями, а также отсутствием учета в общевузовских рейтингах специфики медицинских вузов (качество клинической базы, возможности обучения современным методам лечения, наличие высокотехнологичного медицинского оборудования и т.п.). Поэтому возникает необходимость в создании специализированных рейтингов медицинских вузов.

Требования к специализированному рейтингу медицинских вузов

При составлении специализированных рейтингов медицинских вузов следует руководствоваться определенными требованиями, которые могут быть сформулированы, например, таким образом:

1. Это должен быть специализированный рейтинг, учитывающий особенности подготовки специалистов для сферы здравоохранения.

2. Это может быть многоцелевой или узкоспециализированный рейтинг, представляющий интерес как для государственных учреждений, так и для общества и личности или только для конкретной группы интересов.

3. В основу модели рейтинга вузов должен быть положен сбалансированный подход к оценке деятельности вуза и качества подготовки специалистов на основе объективных и субъективных данных.

4. В качестве базовой объективной информации могут быть использованы официальные отчетные статистические данные о потенциале, активности и результативности деятельности вуза в научной, лечебной и образовательной сферах в целом.

5. В качестве специализированной объективной информации необходимо использовать официальные отчетные статистические данные о научных исследованиях, лечебной работе и подготовке специалистов по группе медицинских специальностей.

6. В качестве субъективной информации целесообразно использовать обработанные данные опроса целевых групп экспертов, включающих студентов, выпускников, ординаторов, работников медучреждений и представителей академического сообщества;

7. Итоговый рейтинг вузов должен формироваться как взвешенная интегральная оценка их деятельности по всем источникам объективной и субъективной информации.

8. Наиболее целесообразно, чтобы рейтинг создавался независимым сообществом профессионалов в сфере здравоохранения.

9. Создание рейтинга должно быть поэтапным, итерационным, с уточнением, коррекцией и совершенствованием в процессе его применения.

Заключение

В статье рассмотрены методика составления рейтингов вузов и важнейшие зарубежные и отечественные рейтинги. На основе анализа существующих общих рейтингов вузов выявлено ведущее положение медицинских вузов в отечественном высшем образовании. Сопоставление первых десяток медицинских вузов по восьми основным рейтингам позволило определить лучшие вузы, попадающие в большинство рейтингов. Анализ динамики изменения позиций в общевузовском рейтинге лучших медицинских вузов по качеству приема показал сложившуюся устойчивость репутационных характеристик ведущих медицинских вузов. Этот набор вузов несколько отличается от найденной десятки лучших вузов, что, по-видимому, связано с отсутствием учета медицинской специфики в общевузовских рейтингах. Поэтому предлагается создание специализированных рейтингов по медицинским вузам и специальностям с учетом их специфических особенностей. Сформированы требования к такому рейтингу.

Список литературы

1. Вузотека.ру – сборник вузов России. 2018. URL: http://vuzoteka.ru/%D0%B2%D1%83%D0%B7%D1%8B (дата обращения: 13.10.2018).

2. Гельман В.Я., Попов Н.Г. О рейтинге туристских вузов и специальностей. Вестник Национальной академии туризма. 2007; (4); 80-84.

3. Добрякова М. С., Андрущак Г. В. Прием в российские государственные вузы – 2010: увидеть, чтобы задуматься Вопросы образования. 2010; (4); 101-121.

4. Институт элиты. Первый рейтинг вузов по версии Forbes. 2018. URL: http://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/363583-institut-elity-pervyy-reyting-vuzov-po-versii-forbes (дата обращения: 13.10.2018).

5. Интерфакс. Национальный рейтинг университетов. 2018. URL: http://www.univer-rating.ru/txt.asp?rbr=29 (дата обращения: 13.10.2018).

6. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. 2018. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo (дата обращения: 13.10.2018).

7. Качество приема в российские вузы – 2015. Под ред. М.С. Добряковой, Я.И. Кузьминова. Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". М.: Изд. дом ВШЭ, 2016. 484 с.

8. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Проект 5-100. 2018. URL: https://www.5top100.ru/rankings/ (дата обращения: 13.10.2018).

9. Мониторинг качества приема в вузы. 2018. URL: https://ege.hse.ru/rating/2014/53497368/gos/ (дата обращения: 13.10.2018).

10. Московский международный рейтинг вузов "Три миссии университета": итоговая таблица. 2018. URL: https://mosiur.org/ranking/ (дата обращения: 13.10.2018).

11. Образование в России. Рейтинг вузов. 2018. URL: https://russiaedu.ru/rating (дата обращения: 13.10.2018).

12. Полихина Н.А., Тростянская И.Б. Рейтинги университетов: тенденции развития, методология, изменения. Министерство образования и науки Российской Федерации. Под ред. Тепловой Ю.Н. М: ФГАНУ "Социоцентр", 2018. 189 с.

13. Похолков Ю., Чучалин А., Агранович Б., Могильницкий С. Модели рейтинга вузов и образовательных программ. Высшее образование в России. 2005; (11); 3-20.

14. Рейтинг вузов России. 2018. URL: https://5ballov.qip.ru/ratings/100/?sort=5& (дата обращения: 13.10.2018).

15. RAEX. Рейтинг вузов России. 2018. URL: https://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz­_2018 (дата обращения: 13.10.2018).

16. Vuzopedia. Список рейтинга российских вузов. 2018. URL: http://vuzopedia.ru/rate/ (дата обращения: 13.10.2018).

17. Round University Ranking is a ranking of leading world universities. 2018. URL: http://roundranking.com/ranking/world-university-rankings.html#world-2018 (дата обращения: 05.10.2018).



Comparative Analysis of the Ranking of Medical Universities


Gelman V. Ya.
Doctor of Engineering, Professor, Chair for Medical Informatics and Physics1



1North-West State Medical University named after I.I. Mechnikov. St-Petersburg, Russia.

Corresponding Author: Gelman Viktor; e-mail: Viktor.Gelman@szgmu.ru. Conflict of interest: None declared. Funding: The study had no sponsorship.

Abstract

An analytical review of the existing rankings of universities is performed. The ranking methodology and the principal foreign and domestic ratings are considered. Medical universities listed as a part of general university rankings have been investigated. The place of medical universities in the domestic higher education is shown. Comparison of the first ten medical universities according to eight main ratings allowed to determine the best universities present in most ratings. The analysis of the dynamics of changes in positions of the best medical schools in the general university ranking in terms of the quality of admission has revealed the established stability of the reputational characteristics of leading medical schools. The necessity of creating specialized ratings for medical universities and specialties, considering their specific features is shown.

Key words

ranking, university, medical school, analysis, specialized ranking, analytical review

References

1. Vuzoteka.ru – sbornik vuzov Rossii. 2018. [Vuzoteka.ru – a collection of universities in Russia. 2018]. Available at: http://vuzoteka.ru/%D0%B2%D1%83%D0%B7%D1%8B Cited: 13.10.2018. (In Russ.)

2. Gelman V.Ya., Popov N.G. O rejtinge turistskih vuzov i special'nostej. [On the rating of tourist universities and professions]. Vestnik Nacional'noj akademii turizma. [Bulletin of the National Academy of Tourism] 2007; (4); 80-84. (In Russ.)

3. Dobryakova M.S., Andrushchak G.V. Priem v rossijskie gosudarstvennye vuzy – 2010: uvidet', chtoby zadumat'sya [Admission to the Russian state universities – 2010: observe to reflect on]. Voprosy obrazovaniya [Education issues] 2010; (4); 101-121. (In Russ.)

4. Institut ehlity. Pervyj rejting vuzov po versii Forbes. 2018. [Institute of the elite. The first ranking of universities according to Forbes. 2018]. Available at: http://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/363583-institut-elity-pervyy-reyting-vuzov-po-versii-forbes Cited: 13.10.2018. (In Russ.)

5. Interfaks. Nacional'nyj rejting universitetov. 2018. [Interfax. National university ranking. 2018]. Available at: http://www.univer-rating.ru/txt.asp?rbr=29 Cited: 13.10.2018. (In Russ.)

6. Informacionno-analiticheskie materialy po rezul'tatam provedeniya monitoringa ehffektivnosti deyatel'nosti obrazovatel'nyh organizacij vysshego obrazovaniya. 2018. [Information and analytical materials on the results of monitoring the effectiveness of educational institutions of higher education. 2018]. Available at: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo Cited: 13.10.2018. (In Russ.)

7. Kachestvo priema v rossijskie vuzy – 2015 [Quality of admission to Russian universities – 2015]. M.S. Dobryakova, Ya.I. Kuzminov, editors. Moscow: HSE House, 2016. (In Russ.)

8. Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii. Proekt 5-100. 2018. [Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. Project 5-100. 2018]. Available at: https://www.5top100.ru/rankings/ Cited: 13.10.2018. (In Russ.)

9. Monitoring kachestva priema v vuzy. 2018. [Monitoring the quality of admission to universities. 2018]. Available at: https://ege.hse.ru/rating/2014/53497368/gos/ Cited: 05.10.2018. (In Russ.)

10. Moskovskij mezhdunarodnyj rejting vuzov "Tri missii universiteta": itogovaya tablica. 2018.[Moscow International University Rankings "Three University Missions": summary table. 2018]. Available at: https://mosiur.org/ranking/ Cited: 13.10.2018. (In Russ.)

11. Obrazovanie v Rossii. Rejting vuzov. 2018. [Education in Russia. Rating of universities. 2018]. Available at: https://russiaedu.ru/rating Cited: 13.10.2018. (In Russ.)

12. Polikhina N.A., Trostyanskaya I.B. Rejtingi universitetov: tendencii razvitiya, metodologiya, izmeneniya [University rankings: development trends, methodology, changes]. Teplova Yu.N., editor. Moscow: FGANU "Sociocenter", 2018. (In Russ.)

13. Pokholkov Yu., Chuchalin A., Agranovich B., Mogilnitsky S. Modeli rejtinga vuzov i obrazovatel'nyh programm. [Models of a rating of high schools and educational programs]. Vysshee obrazovanie v Rossii. [Higher education in Russia]. 2005; (11); 3-20. (In Russ.)

14. Rejting vuzov Rossii. 2018. [Ranking of universities in Russia. 2018]. Available at: https://5ballov.qip.ru/ratings/100/?sort=5& Cited: 13.10.2018. (In Russ.)

15. RAEX. Rejting vuzov Rossii. 2018. [RAEX. Ranking of Russian Universities. 2018]. Available at: https://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz­_2018, Cited: 13.10.2018. (In Russ.)

16. Vuzopedia. Spisok rejtinga rossijskih vuzov. 2018. [Vuzopedia. List of ranking of Russian universities. 2018]. Available at: http://vuzopedia.ru/rate/ Cited: 13.10.2018. (In Russ.)

17. Round University Ranking is a ranking of leading world universities. 2018. Available at: http://roundranking.com/ranking/world-university-rankings.html#world-2018 Cited: 05.10.2018.

[ См. также ]

Рубрики

Creative Commons License Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License

Журнал «Медицина» © ООО "Инновационные социальные проекты"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-52280 от 25 декабря 2012 года,
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций